Курение в Исламе
Вопрос о пагубности курения в исламе поднимается регулярно и неоднократно. Но на улицах, в том числе и мусульманских городов, каждый день можно увидеть много курящих людей. Особенно неприятно видеть курящих девушек и юношей, которым нет еще и четырнадцати лет. Как следует исламскому обществу реагировать на такие негативные явления?
Верующие, увидев такое запретное деяние, молчать ни в коем случае не должны. Поскольку, следуя словам Пророка Мухаммада ﷺ, «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то – сердцем. И это – признак наиболее слабой веры».
Если представить, сколько ежегодно в мире людей умирает от болезней, развивающихся из-за курения, то получается устрашающая цифра: это около пяти миллионов человек в год. Всемирная организация здоровья предрекает, что эта цифра будет только расти в ближайшее время. Наука психология считает, что это болезнь, пришедшая к нам из детства, поскольку развивается курение в подростковом возрасте и чаще всего у тех детей, которые имеют проблемы с учебой или с поведением. Это не самостоятельная пагубная привычка. Она ведет к формированию других негативных привычек и деяний: беспорядочному раннему сексу, алкоголизму, наркомании.
Харам или макрух?
О запрете курения в Исламе сказано немало, но далеко не все задумываются о значении такого запрета, а ведь в Коране сказано: «Скажи: Поистине, запретил Господь мой непристойные поступки, как явные, так и тайные» (сура Аль-Араф (Ограды), 33-й аят).
Если вспомнить, как много вредных компонентов содержат сигареты, в том числе окись углерода, пары бензола, всевозможные смолы и никотин, то становится понятно, что никакой пользы для организма человека они не принесут. И не только для организма самого курильщика, но и для организмов всех, кто его окружает, поскольку они тоже вдыхают все эти вредные вещества.
По данным, которые приводит в книге Мухаммад Абдуль-Гаффар аль-Афгани «99 фактов о вреде курения», количество заболеваний, к которым приводит курение, составляет почти сотню.
Во времена Пророка Мухаммада ﷺ курение еще не существовало, но общие принципы отношения мусульманской веры к курению в исламе заложены. Анализируя эти принципы, мусульманские ученые сделали вывод, что по исламу курение является запретным деянием, то есть курение – это харам.
Аллах говорит в Коране: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (сура Аль-Бакара (Корова), 195-й аят). Учитывая, какой вред наносит курение организму человека, можно сделать вывод, что курение явно противоречит приведенным выше словам Аллаха, ведь именно курение является причинами таких серьезных смертельных заболеваний, как туберкулез или рак легких.
Если же вспомнить такие слова Пророка Мухаммада ﷺ, как «Кто выпьет яд, тем самым убив себя, будет пить этот яд вечно в огне ада», то становится понятно, насколько большим грехом в исламе является курение, ведь в сигаретах содержится масса ядовитых веществ, также большое содержание вредных и опасных для здоровья веществ содержится в кальяне, который распространился среди мусульман.
Вот адекватный ответ тем, кто станет возражать на запреты курения в исламе словами о том, что в Коране или Сунне ничего о курении не сказано. Важно понимать, что в Коране нет места перечню всех грехов и человеческих развратных привычек: в нем содержатся законы и правила ислама, и под целый ряд этих правил и законом курение как раз подпадает.
Греховность курения заключается не только в его вреде для человеческого организма: траты, которые несет человек, ежедневно покупая сигареты, также подпадает под категорию греховных деяний.
Насвай
Часто возникают рассуждения и сомнения относительно того, можно ли считать настолько же греховным, как и курение в исламе, если человек не курит, а нюхает насвай. Для того, чтобы понимать, что насвай наносит не меньший вред и все равно относится к табачным изделиям, следует рассмотреть, какие виды табачных изделий существуют.
Наиболее распространенный и привычный вид табачных изделий – это курительные, которые производятся и применяются для курения. К этому виду относятся сигареты, сигариллы, а также папиросы, сигары, курительный табак и табак для кальяна, а также биди, трубочный табак и кретек.
Существуют и некурительные табачные изделия, которые предназначены не для того, чтобы их курить, а для того, чтобы нюхать, сосать, жевать. К таким относятся сосательный табак или снюс, жевательный табак, нюхательный табак и насвай. Насвай имеет и ряд других названий – нас, насбай, нацвай, насыбай. Он распространен в Средней Азии и является психотропным препаратом, а его название в переводе с узбекского языка звучит как «рвем башню». Состоит насвай из щелочи и табака, помимо которого может входит в состав насвая еще и махорка. Среди компонентов – пепел или зола льна, а также зола каких-либо других растений, и она может быть перемешана с гашеной известью, выработанной из верблюжьего или куриного помета.
У насвая есть свойство – он воздействует на кислотность слизистой рта, в результате чего никотин всасывается в кровь полностью. По своей сути насвай является наркотиком, это психотропное вещество, которое воздействует на организм человека даже в очень небольших количествах самым пагубным образом, может спровоцировать рак гортани и ротовой полости, язву желудка и гастрит, пародонтоз и гепатит, слабоумию и импотенцию. Самым частым результатом употребления насвая является бесплодие. А в силу того, что в составе насвая есть помет, от этого вещества легко можно заразиться паразитами, вирусами и даже гепатитом С. Одним из наиболее опасных свойств насвая называют его способность вызывать сильное привыкание. Чаще всего человек, употребляющий насвай, становится наркоманом.
Что говориться в Коране и хадисах по поводу курения?
Этому вопросу в исламе уделяется особое внимание, поскольку это пагубное пристрастие несет зло не только самому курильщику, но и тем, кто находится рядом и вдыхает весь этот дым. Неоднократно в шариате говорится о том, что здоровье человека должно поддерживаться в хорошем работоспособном состоянии. Пророк Мухаммад ﷺ неоднократно советовал мусульманам следить за своим питанием и питьем, чтобы оно было таким образом сбалансировано, чтобы на организм не было вредного воздействие и питание несло только пользу.
В связи со всем вышесказанным самое время вспомнить слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Есть два дара, которые многие люди несправедливо оценивают - здоровье и свободное время». Употребляя курительные смеси и табак, мы наносим серьезный вред своему здоровью, то есть пренебрегаем даром Аллаха, который бесценен.
Верующий мусульманин не только должен сам отказаться от употребления табачных изделий: с точки зрения ислама он не имеет права смотреть безучастно на то, как это делают другие, ведь они собственноручно убивают себя всякий раз, отправляясь на перекур. И ни в коем случае курильщиков нельзя оправдывать.
О том, что убивать себя по исламу – тяжкий грех, Всевышний неоднократно упоминает в нескольких аятах Корана. Делая выводы из всего, что было сказано выше, становится понятно, что курение – это тоже способ самоубийства, а это значит, что такая пагубная привычка напрямую противоречит исламу, предупреждениям Аллаха: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам. Мы сожжем в Огне того, кто совершит это, преступив границы дозволенного, по несправедливости своей. Это для Аллаха легко» (сура Ан-Ниса (Женщины), 29-30-й аят).
Сунна предписывает, чтобы в мечети от верующего исходил только приятный запах, а от курящих людей исходит неприятный ужасный запах, рядом с ним человек во время намаза будет чувствовать себя некомфортно.
Еще один довод в пользу того, что табакокурение, по исламу греховное неугодное Богу деяние, это утверждение того, что, приобретая сигареты, мы совершаем пожертвование тем самым «шайтану», что навлечет на нас гнев Всевышнего. Верующий, следующий всем предписаниям ислама, словам Корана и Сунны, хранящий в душе преданность Всевышнему, будет жертвовать деньги на строительство мечетей и делать пожертвования в пользу сирот и бедняков по исламским законам. Но если вы тратите свои деньги на вещи запретные, неугодные Всевышнему, то с вас спросят на в Судный День за каждую потраченную таким образом монету.
Коран говорит: «Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители - братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу» (сура Аль-Исра (Ночной перенос), 26-27-й аяты). Священное Писание напрямую указывает на то, что расточители, те, кто тратит свои деньги на запретные и неугодные Аллаху вещи, являются неблагодарным, «братом» дьяволу. То же самое ислам может сказать и о тех, кто тратит деньги на спиртное, играет в казино и спускает свои финансы на развратные развлечения в клубах и барах. Человек, который покупает сигареты, ничем не отличается от таких людей – он тоже прислуживает Иблису, и шайтан будет всячески препятствовать такому человеку бросить свою пагубную привычку, потому что ему выгодно, чтобы человек курил, пил спиртное, употреблял наркотики, занимался развратом – все это ведет к тому, что человек в итоге оставит ислам, религию и присоединится к тем, кто встал на путь разврата и греха. От маленького греха, каким считают некоторые привычку курить, недалеко и до греха большого: греховный путь очень скользкий, на него стоит только ступить одной ногой – и дальше все идет по наклонной. Об этом говорил сам Пророк Мухаммад ﷺ: «Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека».
Как бросить курить?
Курильщик должен помнить, что всякий раз, когда он подносит к сигарете зажженную спичку, шайтан радостно приветствует это деяние. Некурящий мусульманин должен быть мужественным и строгим, уметь противостоять греху и миру своих страстей, ведь тем самым он противостоит Иблису.
Родители подрастающего ребенка должны твердо знать, что уберечь своего сына или дочь от греха курения – это их обязанность по исламу. Ведь это дьявол хочет, чтобы их ребенок сосредоточился в будущем не на намазах и прославлении Аллаха, а на том, чтобы регулярно вдыхать в себя едкий отравляющий дым, чтобы он стал добровольным рабом этой привычки. Именно дьявол заинтересован в том, чтобы в будущем ваш ребенок прожил не долгую праведную жизнь в исламе, как того хотел бы Аллах, а короткую жизнь, полную болезней и мучений. Начав курить в возрасте подростка, ваш ребенок рискует умереть ранней смертью в мучениях от тяжелой болезни. Родителям подростка следует всегда быть готовыми и помнить слова Всевышнего: «И тому, кто прекратит, получив увещание от своего Господа простится прошлое» (сура Аль-Бакара (Корова), 275-й аят).
Важно не забывать, что по законам ислама тело человека его собственностью не является, оно принадлежит Аллаху, ведь именно Аллах создал все сущее, и наше тело досталось нам всего лишь как дар, за который мы должны быть вечно благодарны. А потому Аллах спросит с нас за каждый вред, который мы нанесем нашему телу, будь то сознательное увечье, изменение в виде татуировки или болезнь, которая развилась в нашем теле в силу нашей губительной привычки.
Курение в исламе свидетельствует о его легкомысленном отношении к дару Всевышнего, а также к тому, что мусульманин невнимательно отнесся к исламу, закону Аллаха и священным хадисам, которые нам оставил Пророк Мухаммад ﷺ. Можно приводить ряд причин и доказательств того, почему курение является в исламе грехом и запретным, но нужно ли это? Не является ли достаточно причиной то, что эта привычка отвлекает человека от мыслей об Аллахе, о поклонении ему? В исламе никогда никто из достойнейших пророков, имамов или великих ученых не курил, и не это ли лучшее свидетельство того, что праведный мусульманин не должен курить .
На сегодняшний день с курением существует масса способов борьбы и путей лечения, но часто стоит обернуться назад и проанализировать примеры борьбы с различными заболеваниями и пагубными привычками в исламе, о которых нам повествует Священное Писание и истории из жизни и деятельности пророков. Недаром же говорят, что единственный способ борьбы с курением дает стопроцентный результат – это «иманотерапия», то есть лечение в исламе с помощью веры или имана, а для этого необходимы правильные знания, дуа и искренность перед Аллахом, ведь успех любого дела приходит только с помощью Аллаха!
У меня есть один вопрос можно ли вейпить в исламе
А если рядом курят, то это нарушает намаз, или нет?
Польза от подобных вещей нуждается в научном подтверждении.
Продолжайте делать напоминание.
Существует утверждение, что электронные сигареты довольно вредны для здоровья. Если это подтверждается научными фактами, то пользоваться ими нельзя
Аллах знает лучше. Сам факт того, что это грех, должен останавливать мусульманина от курения.
Только Аллах знает, примется тот или иной намаз, или нет. Никто не может утверждать, что намаз точно не примется от того, кто курит. Тем не менее, мусульманину следует сторониться этой вредной привычки
Чтобы заявить, что намаз не принимается после какого-то греха, нужны доказательства. Если у Вас их нет, то не стоит так говорить. Тем не менее, мы не одобряем использование электронных сигарет
Если вы являетесь свидетелем порицаемых слов или действий, то, наименьшее, что вы должны сделать, это порицать грех своим сердцем. По-иному вы должны исправлять это своим языком или рукой в зависимости от обстоятельств и возможности. Тем самым вы исполните обязательство исправления порицаемого (мункар), о чем сообщается в хадисе: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Этот хадис передали Ахмад, Муслим и др.
Целью призыва к одобряемому и запрета порицаемого является принесение блага и отведение вреда. Если же вы предполагаете, что будет больше вреда, чем пользы, то запрещается исправлять порицаемое, по единодушному мнению ученых.
Таким образом, если человек имеет возможность устранить порицаемое собственноручно без пагубных последствий, как родитель, который уничтожает запретные вещи своих детей, то он обязан сделать это. Если же утилизация сигарет приведет к большим разногласиям между ребенком и его родителем, то нельзя утилизировать их, учитывая пользу и вред. А поэтому лучше всего исправлять родителя методом переубеждения, как поступал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который призывал многобожников в Мекке, но не уничтожал их идолов.
Аллаху а'лям!
Аллаху а'лям!
Сообщается от ‘Али ибн Аби Талиба, который говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал нам Коран, если он не был в состоянии полового осквернения (джанабы)». Привел ат-Тирмизи.
Что касается зикров посредством отдельных аятов, как перед приемом пищи (بسم الله الرحمن الرحيم) или при посадке на средство передвижения (سبحان الذي سخر لنا هذا وما كنا له مقرنين), то разрешается, но не в форме громкого чтения, в форме поминания тихим голосом.
Аллаху а’лям!
Дым не нарушает намаз.
Аллаху а’лям!