Харам
- Что такое харам?
- Что подпадает в понятие харамного или греховного
- Харам и макрух: в чем разница?
- Виды
Харам – под этим понятием шариат подразумевает определенные деяния, которые ислам считает греховными и запрещает. Все греховное или то, что ведет к греховному и запрещенному в исламе является харамным. Антонимом является халяль, то есть дозволенное.
По своей этимологии, слово «харам» имеет арабские корни и в переводе на русский язык означает «священный» или «запретный», и также имеет однокоренное слово, которое переводится как «запретное место». Поэтому неправомерным было бы отождествлять понятия «харам» и «грех», поскольку слово «харам» является составной частью некоторых слов и понятий, которые никак не могут быть соотнесены со словом грех. Такими примером может служить название Мечети Аль Харам, что переводится, как Священная Мечеть или Запретная мечеть (для совершения грехов). Также в других семитских языках можно встретить слово «херем», которое является родственным арабскому «харам» и означает в переводе «позор, исключение».
Термин харам также может быть использован применимо к месту, доступ в которое запрещен для какой-то категории людей: женская половина жилища – запретен для посторонних лиц мужского пола.
Что подпадает в понятие харамного или греховного
Любые скверные деяния являются запрещенными в исламе, как то употребление мяса свиньи или алкоголя, так и распространение или помощь в совершении подобных грехов.
В число действий, запрещенных в Коране, то есть входящих в понятие «харам», входят такие действия, как:
- ширк;
- отношение к своим родителям без почтения;
- воровство;
- убийства без права на то;
- прелюбодеяния;
- лжесвидетельство;
- ростовщичество;
- нарушения обязательств;
- колдовство, жертвоприношения идолам, азартные игры, гадания;
- нарушения пищевых запретов.
Убийство
В число деяний, которые являются харамом, входит и убийство, не считая тех случаев, когда:
- причиняется смерть человеку, напавшему на мусульманина с покушением на убийство, и это может быть как мусульманин, так и немусульманин;
- палач выполняет свои обязанности;
- мусульманин убивает противника во время войны.
Убийство животных без определенной цели со злым намерением также относится к категории харам, но не запрещено убийство животных, если это сделано с целью приготовления пищи, и мясо данного животного разрешено к употреблению, а также не относится к запрещенному убийство животного, который наносит вред человеку.
Харам в пище
Не дозволено в исламе употреблять в пищу продукты такие как: мертвичина, кровь, мясо диких животных, свинина и те продукты, которые из нее производят путем переработки. Один из таких продуктов, желатин, является спорным – ряд исламских богословов считает, что желатин – это харам, а их оппоненты придерживаются мнения, что желатин относится к халяльной категории продуктов.
Также к харамным продуктам относятся такие пищевые красители, как кармин, который получают из кошенили, то есть червя. Более подробно о запрещенной пище в исламе можно читать в данном разделе.
Харам и макрух: в чем разница?
В переводе с арабского языка слово «макрух» обозначает антоним таких понятий, как «любимый» или «желаемый».
Этот термин в шариате объединяет те вещи, которые Всевышний Аллах категорично не запрещал, но повелел не совершать таких деяний. Тот, кто совершит поступки, подпадающие под понятие «макрух» наказан не будет, но тот, кто не станет совершать подобного, получит вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
Суть же слова харам - именно в том, что запретно, то есть то, о чем Всевышний Аллах сказал определенно, повелев не делать этого.
Мусульманин, который не станет делать то, что подпадает под понятие «харам», получит вознаграждение от Аллаха, но тот мусульманин, который не совершает харамных деяний потому, что испытывает стыд, страх или не имеет возможности совершать этих деяний, награды от Всевышнего Аллаха он не получит.
Все те запреты, которые входят в круг слова харам, основываются на доказательствах, которые указаны в исламских первоисточниках. Это аяты Священной Книги Аллаха Корана, хадисы Пророка Мухаммада ﷺ – ахад или мутаватир.
Хадисы-ахад – это не бесспорные доказательства в вопросах вероучения, но в правовых вопросах их могут рассматривать как доказательные источники.
Ученые ханафитского мазхаба рассматривают доказательства на основе данных, которые являются бесспорными - из аятов Корана, а также хадисов-машхур и хадисов-мутаватир. В ханафитском мазхабе не выдают запрещающие фетвы на основе только одиночных хадисов, поскольку в таких хадисах могут быть сомнительные элементы. А исходя из сказанного в Священном Коране, на основе сомнительного нельзя выдавать фетвы: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это, мол, дозволено, а то запретно, и не возводите напраслину на Аллаха. Воистину, не будут благоденствовать те, которые возводят на Аллаха навет» (сура Ан-Нахль (Пчёлы), 116-й аят).
Ханафитский мазхаб принимает во внимание запрещающие данные из хадисов-ахад, если они соответствуют требованиям хадисоведения, но их считают не харамом, а тахриман макрухом, то есть тем, что очень близко к полному запрету, поскольку в Священном Коране есть слова: «Не спрашивайте о том, что огорчит вас, коли станет вам известно» (сура Аль-Маида (Трапеза), 101-й аят). Также существуют хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, где сказано, что не угодно Аллаху, чтобы люди занимались сплетнями, а также задавали много вопросов и впустую тратили свое имущество.
По ханафитскому мазхабу, тахриман макрух – это понятие, противоположное по смыслу ваджибу, и к такой категории относится ношение украшений или одежды из шелка мужчинами. Если же рассматривать понятие танзихан макрух, то в нем запрет слабее выражен, чем в тахриман макрухе. Противоположным танзихан макруху является понятие мандуб.
Такие ученые ханафитского мазхаба, которые признаны классиками мусульманской науки, Мухаммад аш-Шейбани, Абу Йусуф и Абу Ханифа считали, что те запреты, которые выводятся в единичных достоверных хадисах, следует отнести к категории макрух-тахриман.
Виды
Концепция харама была детально разработана поздними мусульманскими богословами, выделив его в два вида:
- харам зульми – совершая его, человек наносит вред не самому себе, а постороннему человеку или людям, и подобным примером харама является кража.
- харам гайри-зульми – совершая его, человек наносит вред самому себе, и примером того является употребление продуктов, которые подпадают под категорию недозволенных.
По канонам ислама, тот, кто совершит харам зульми и поклянется, что не будет совершать такого впредь, получит прощение Всевышнего Аллаха, если у него будет прощение человека, которому он причинил вред. А тот, кто совершил харам гайри-зульми, должен покаяться и заречься не совершать такого впредь, и тогда есть надежда для него на прощение Всевышнего Аллаха.
Также харам может подразделяться на следующие виды:
- вид харам бизатихи включает в себя такие деяние или вещи, которые являются запретными по своей сути – это воровство, убийство или прелюбодеяние.
- вид харам лигайрихи включает в себя вещи или деяния, которые способны привести к греху перед Аллахом. К такой категории относится запрет смотреть на участки тела женщины, являющиеся запретными, поскольку такое деяние способно привести к греховному деянию, каким является прелюбодеяние.
Формы выражения запрета
Харам в исламе или запрет имеет следующие формы или способы выражения:
- о запрете может быть сказано дословно, как в Священном Коране: «Вам запрещено (есть) мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха...» (сура Аль-Анам (Скот), 145-й).
- запрет может выражаться в отмене разрешенности, как в словах «Отныне и впредь тебе не дозволено», когда сказано о запрете отныне для мусульман большого количества жен.
- запрет может выражаться в призыве воздержаться от совершения чего-либо.
- непосредственное запрещения совершения каких-то действий, которые характеризуются как скверные и те, что внушает человеку шайтан.
Аяты Корана о действиях, подпадающий под харам
Приводится ряд аятов Корана, в тексте которых перечислены деяния харам:
- в аяте 2:173 Священного Корана сказано о запрете есть мертвечину, свиное мясо, кровь, а также мясо тех животных, которые были умерщвлены без произнесения над ними имени Всевышнего Аллаха. Также в этом аяте сказано, что если у человека такая ситуация в жизни, что он был вынужден съесть что-то из того, что запрещает Аллах, то не будет на нем греха.
- в аяте 5:3 Священного Корана сказано также о том, что запрещено есть, упоминается также мясо животных удавленных, забитых палками, умерших при падении, заколотых рогами, убитых хищниками «если только вы не заколете ее по предписаниям, - и то, что заколото на [языческих] жертвенниках» (сура Аль-Маида | Трапеза, 3-й аят). Помимо пищевых запретов в этом аяте упомянуты и запрет на предсказывание будущего. И также упомянуто, что съеденное в вынужденной ситуации, а не по причине того, что человек склонен к совершению греха, может заслужить прощение Аллаха.
- в аяте 5:90 Корана упомянуто, что запрещено употреблять опьяняющие напитки, совершать жертвоприношения или майсир на жертвенниках из камня, а также заниматься гаданиями на стрелах.
- в аяте 6:145 Книги Аллаха также сказано все вышеупомянутое, и в этом аяте Всевышний Аллах призывает Пророка Мухаммеда ﷺ сказать это верующим.
- в аяте 22:30 Священной Книги Аллаха указано, что мусульманам следует избегать скверны идолов и лживых речей.
- в аятах 4:23-24 Священного Корана приведены запреты касательно семейной жизни и женитьбы мусульман: «Запретны вам в качестве жен ваши матери, дочери, сестры, тетки со стороны отца, тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сестры, матери ваших жен, падчерицы - ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись…» (сура Ан-Ниса (Женщины), 23-й аят), а также указаны еще другие нюансы касательно женитьбы мусульманина.
По исламу, если действие или вещь подпадают под понятие харам, то разрешенным или халяль его считать нельзя, иначе это будет расценено как неверие и выведет мусульманина из ислама и отдалит его от Аллаха. Если человек совершает запретное деяние, то он приобретет грех перед Аллахом, а если человек будет избегать то, что запретно, и этим совершит угодное Аллаху деяние, то он получит прибыль и вознаграждение от Аллаха.
Можно ли спать сестрам вместе, если они обе совершеннолетние, маме с дочкой?
Можно ли учиться в светской школе, что делать если родители не разрешают онлайн обучение?
С какого возраста записываются грехи в исламе девочкам, слышала что девочкам надо покрываться с началом ментсруации ей уже фард правильно или надо с раннего возраста носить хиджаб?
Можно женщине учиться у мужчины преподователя? На занятия с группой
Можно ли ходить на занятия по предпринимательству к преподавателю мужчине с группой
Если школьный фонд просит(при этом не настаивают а просто сказали и не спрашивают) деньги обязательно ли платить?
Модно ли чтобы ребенок проходил перед молящимся?
Не является ли обманом, что приходишь в школу со сменкой(для вида) но не переобуваешься
2. Не является ли обманом что учитель не смотрела дз и подумала что у меня есть и не поставила 2, хотя у меня не было и я промолчала, однако другим поставила??надо было сказать ей?
Можно ли гулять мусульманке с мужем на улице, если как многие говорят женщине «без нужды» нельзя выходить?
Что делать если родители собираются на коран аш (принято что после смерти покойного устраивают собрания, зовут родственников, угощения) я говорила что это бид’а и харам, но они на своем остались
Меня не оставят одну дома чтобы я не поехала туда, как поступить в такой ситуации?
Можно ли обращаться к Аллаху Его именами как допустим когда забыл что-то сказать О Знающий
Когда плохо о Сабур
Узаконенно ли это?или бида?
Сообщается, что ‘Амр ибн Шу’айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Велите своим детям молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за это, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно”».
Иснад этого хадиса является хорошим достоверным. Ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/10) и «Рияду-с-салихин» (стр. 148) сказал: «Его приводит Абу Дауд с хорошим иснадом».
Ученые сказали в комментариях к этому хадису, что причина раздельного сна детей, достигших десяти лет, заключается в предостережении от полового вожделения друг к другу во сне, равно будь то разделение между мальчиками или между девочками.
Аллаху а’лям!
Школа это общество, которое может, по-разному влиять на естество (фитру) ребенка, как негативно, так и позитивно. На родителях лежит ответственность в выборе школы и учителей для своих детей. Ученые запрещают отдавать мусульманских детей на воспитание атеистам и представителям иных конфессий, которые внушают ложное вероучение и запрещают мусульманам практиковать обязательные нормы Ислама. Родители обязаны найти альтернативу светской школе, дабы не разлагать нрав и праведность своего ребенка в испорченном обществе.
Аллаху а’лям!
В Исламе совершеннолетие наступает с половым созреванием. Для определения совершеннолетия существуют свои признаки такие как, поллюций (непроизвольное семяизвержение), появление волос в области лобка, появление месячной крови (хайд) у девушек или достижение возраста 15 лет. Если появится один из этих признаков, то человек становится взрослым, совершеннолетним, отвечающим за свои поступки перед Аллахом.
Если девочка достигает возраста, в котором она привлекает мужской пол, то она должна покрывать свое тело хиджабом. Этот возраст может отличаться в зависимости от скорости взросления ребенка.
Некоторые ученые сказали, что если девочка достигла десяти лет, то она должна покрываться, как взрослая.
Аллаху а’лям!
Если в вашей мечети нет женщины преподавателя, то разрешается мужчине преподавать женщинам, если они покрыты хиджабами и, если преподаватель не уединяется с одной из них.
Аллаху а’лям!
Если это не изучение корана а доп занятие?
Если нет женщины преподавателя, то разрешается мужчине преподавать женщинам, если они покрыты хиджабами и, если преподаватель не уединяется с одной из них. Что касается оплаты, то этот вопрос следует обсудить со школьным фондом.
Аллаху а’лям!
Если вы не можете препятствовать ребенку ходить перед вами во время намаза, то на вас нет греха, и ваш намаз считается действительным, как при наличии преграды, так и без нее. Потому что грех ложится на проходящего перед молящимся, кроме ребенка, поскольку ему не записываются грехи.
Аллаху а’лям!
Ложь и обман запрещены в Исламе.
Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте правдивы, ибо правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в Рай. Если человек непрестанно говорит истину и придерживается истины, то у Аллаха будет записано, что он — правдивый. Наряду с этим остерегайтесь лжи, ибо ложь приводит к греху, а грех приводит в Ад. Если человек непрестанно лжет и придерживается лжи, то у Аллаха будет записано, что он — лжец». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Ложь является грехом, который может быть малым, большим или выводящим из Ислама грехом, а поэтому степень этого греха зависит от вида лжи.
Аллаху а’лям!
Женщина может выходить из дома на улицу, если она исполняет следующие условия;
1. Выходить из дома с разрешения мужа, за исключением случаев крайней необходимости, как выход в больницу и т.п.
2. Ее выход из дома не должен ущемлять права мужа, детей, или приводить к порче имущества или потере денег и т.п.
3. Она должна соблюдать приличие и скромность, а также нормы общения с посторонними мужчинами.
الله أعلم
Обычай справлять поминки не узаконен в Исламе. Это является религиозным новшеством и обычаем времён невежества, и аргументом в пользу этого являются слова сподвижника Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным». Об этом сообщили Ахмад и Ибн Маджа, но в версии последнего нет слов «после похорон». Шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.
Имам ан-Навави сказал: «Что касается приготовления пищи семьей усопшего и собрания людей ради приема пищи, то это ничем не подтверждается, а потому является ересью, которая не приветствуется». См. Раудату ат-Талибина (2\145).
Данное мероприятие связано с обрядами той или иной религии, а поэтому мусульманам запрещается проводить поминки под любым предлогом.
Аллаху а'лям!
обращаясь к Аллаху с мольбой необходимо использовать те Его имена, которые соответствуют положению просящего.
Например, если человек просит прощения, то должен обращаться к Аллаху с Его именем "الغفور" Прощающий, если просит пропитание, то должен просить с именем "الرزاق" Дающий пропитание и т.д.
الله علم