Почему Пророк Мухаммад женился на маленькой девочке
- Суть вопроса
- Аиша – жена Посланника Аллаха ﷺ: возраст, статус, личность
- Аиша бинт Абу Бакр – супруга Посланника Аллаха ﷺ
- Супружеская жизнь Аиши и Пророка Мухаммада ﷺ
- Жизнь после Пророка Мухаммада ﷺ
С года своего возникновения и до настоящих дней религия ислам и ее история неизменно представляла собой предмет критики как для представителей иных религиозных конфессий, так и для широкой мировой общественности.
Одним из самых частых вопросов, содержащих в своей сути попытку спровоцировать негатив по отношению к исламу, Посланнику Аллаха ﷺ и его сподвижникам, а также к другим знаковым личностям ислама, является вопрос, почему Пророк Мухаммад ﷺ женился на маленькой девочке.
В данном контексте поднимается целая череда более провокационных вопросов, среди которых ранние браки и ранний возраст девочек при вступлении в брак, традиция брака с малолетними девочками в арабском обществе того времени. В качестве аргумента в обвинениях Посланника Аллаха ﷺ приводят ранний возраст его жены Аиши на момент, когда она вышла замуж.
Аиша – жена Посланника Аллаха ﷺ: возраст, статус, личность
Поскольку критики ислама часто задают вопрос, почему пророк Мухаммад ﷺ женился на маленькой девочке, точный возраст Аиши на момент свадьбы вызывает большое внимание.
В сунне Пророка Мухаммеда ﷺ указывается возраст, в котором был заключен брак Пророка ﷺ с Аишей, об этом в хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари, сказала сама жена Пророка ﷺ, утверждая, что заключение брачного договора состоялось, когда ей было шесть лет.
Большая часть мусульманских религиозных источников утверждает, что на момент женитьбы ей было 6 лет, но фактически жить как супруги с Пророком Мухаммадом ﷺ они стали, когда ей было 9 лет.
Существуют и другие точки зрения, которые утверждают, что Айше на момент вступления в брак было 10 лет, 15 лет или 17 лет, но все точки зрения, приводимые учеными относительно возраста Аиши, едины в одном: возраст ее был достаточным для вступления в брак на тот исторический период и в соответствии с традициями Аравии того времени. Необходимо отметить, что выходить замуж в столь раннем возрасте было нормой не только арабского общества, но и в традициях большинства народов мира вплоть до 20 века. Когда Пророк ﷺ женился на Аише, это не было каким-либо нонсенсом и даже ярые враги Пророка ﷺ не вменяли ему какой-либо вины за данную женитьбу, хотя для них это был бы хороший повод обвинить Мухаммада ﷺ в каком-либо безнравственном поступке.
Аиша свидетельствует о том, какую жизнь вела, живя в доме Посланника Аллаха ﷺ: она играла в куклы, у нее были подруги, и если эти подруги считали правильным покинуть ее, если в комнату входил Пророк Мухаммад ﷺ, то Посланник Аллаха ﷺ просил их вернуться и продолжать играть. Об этом сказано в хадисах, приведенных в сборниках Муслима и Бухари.
Но мусульманские ученые богословы склоняются к мнению, что вести супружескую жизнь Аиша и Мухаммад ﷺ начали, когда ей было девять лет, поскольку к этому времени она уже достигла половой зрелости. По свидетельству Ибн Касира, в этом мнении сходятся все ученые.
А в ответ на критику столь раннего возраста жены Пророка Мухаммада ﷺ отвечают, что понятия возраста полового созревания, когда женщина уже может стать полноценной супругой мужчине, существенно различаются в разных регионах земного шара, ведь является общеизвестным тот факт, что чем жарче климат, в котором растет девушка, тем быстрее наступает ее взросление. И ситуация, при которой уже в девять лет девушка является полноценной женщиной, вполне типична для арабского общества.
В качестве аргумента к этому утверждению приводят и слова самой Аиши, которая, как гласят многие хадисы, утверждала, что девочка, которая достигла возраста девяти лет, стала женщиной. Этот хадис приведен и в сборнике ат-Тирмизи, а Аш-Шафии приводит несколько случаев, когда регулярные менструации были у девочек в возрасте девяти лет. В десятилетнем возрасте такие девочки могли родить ребенка, и Аш-Шафии упоминал даже случай, когда девушка в двадцать один год могла стать уже бабушкой.
Аиша бинт Абу Бакр – супруга Посланника Аллаха ﷺ
Для того, чтобы лучше понимать суть вопроса о том, почему Пророк Мухаммад ﷺ женился на маленькой девочке, необходимо ближе познакомиться с самой личностью Аиши бинт Абу Бакр и историей ее знакомства с Посланником Аллаха ﷺ.
Аиша родилась в Мекке в семье Абу Бакра и Умм Руман. Ещё при жизни заслужила среди мусульман звание «Правдивая», «Мать верующих», и до сих пор Аишу бинт Абу Бакр считают одной из самых уважаемых и великих ученых того времени.
Семья, в которой родилась и выросла Аиша, была не просто знакома Посланнику Аллаха ﷺ: Абу Бакр был его другом, и Пророк Мухаммад ﷺ постоянно бывал в их доме. Аишу воспитывали в строгом соответствии с предписанием мусульманской религии, и основы ислама девочка запомнила еще в раннем детстве, она относилась ответственно к полученным знаниям и отличалась прекрасной памятью и пытливостью ума, постоянно спрашивая у взрослых и стремясь изучить что-то новое.
Брак Аиши и Пророка Мухаммада ﷺ был предначертан свыше, поскольку после того, как Пророк Мухаммад ﷺ сочетался браком с Саудой, он увидел сон, и в этом сне ангел Джабраил показал ему шелковое полотно с портретом Аиши, сказав, что она станет супругой Пророку Мухаммаду ﷺ как в земной жизни, так и в будущей жизни. Затем такой сон приснился Пророку Мухаммаду ﷺ повторно, и тогда Посланник Аллаха ﷺ понял, что веление Всевышнего Аллаха таково: Аиша должна стать его женой.
Благодаря этому браку, дружба между Пророком Мухаммадом ﷺ и отцом девочки Абу Бакром укрепилась еще больше.
Супружеская жизнь Аиши и Пророка Мухаммада ﷺ
Будучи супругой Пророка Мухаммада ﷺ, Аиша заняла в его сердце особое место, и Посланник Аллаха ﷺ с нежностью называл ее «Хумейра», что в переводе означает «румяная» или «краснощекая». Поскольку она обладала очень хорошим характером, отличалась набожностью и многочисленными добродетелями, совершала намаз и раздавала милостыню, ее очень любили современники.
Жена Пророка ﷺ Аиша прославилась как смелая и отважная девушка, она неоднократно принимала участие в сражениях и битвах, помогала раненым мусульманам, обрабатывая их раны.
Супружеская жизнь с Посланником Аллаха ﷺ стала для нее началом новой вехи в жизни: она училась Корану, и на благодатной почве знаний, которые заложил в ней еще ее отец, взросло знание ислама, полученное от своего супруга Пророка Мухаммада ﷺ. Она была очень пытливой девушкой, постоянно находилась на пути самосовершенствования, задавала много вопросов. Историки ислама утверждают, что степенью понимания Священной Книги Аллаха Корана и Сунны Пророка ﷺ мало кто мог сравниться с этой женщиной.
Дом, в котором жила супружеская пара, отличался скромностью обстановки: только тюфяк, на котором спали супруги, подушка, циновка и немного кухонного скарба для хранения и приготовления пищи. Аиша предпочитала ухаживать за Пророком Мухаммадом ﷺ самостоятельно, и Посланник Аллаха ﷺ неоднократно хвалил ее за это.
Именно на руках своей жены Аиши умер Посланник Аллаха ﷺ. Похоронили Пророка Мухаммада ﷺ в доме своей жены Аиши.
Жизнь после Пророка Мухаммада ﷺ
На то, с какой любовью и нежностью относился Посланник Аллаха ﷺ к супруге Аише указывают многочисленные имена, которыми Посланник Аллаха ﷺ ее называл: «Счастливица» или «аль-Муаффака», «румяная» или «хумайра» и другие.
Посланник Аллаха ﷺ много раз упоминал о том, что брак с Аишей – это его следование приказу Всевышнего, что Аллах подарил во сне через ангела ему портрет Аиши на куске шелковой ткани, и что Аиша будет ему супругой.
После того, как Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, Аиша продолжала жить в том же доме, не изменяя его обстановку и убранство и ухаживая за тремя могилами: самого Посланника Аллаха ﷺ, а затем своего отца Абу Бакра и Умара.
Жизнь Аиши в быту была скромна и сдержана, она была неприхотливой и часто ее ставили в пример всем мусульманкам. Даже в такие годы, когда в их с Пророком Мухаммадом ﷺ доме не было ничего съестного, и им приходилось утолять голод только финиками и водой, Аиша стойко переносила все трудности и во всем поддерживала Пророка Мухаммада ﷺ.
Аиша прославилась на весь мусульманский мир как женщина-ученая, которая знала великолепно Коран и со слов которой были записаны тысячи хадисов о Пророке Мухаммеде ﷺ. Советы Аиши слушали даже сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. Жизнь и научная деятельность этой женщины – лучший пример того, что мусульманская женщина способна достичь высот в изучении религии точно так же, как и мужчина, и даже опередить мужчин в своих научных познаниях.
К возрасту, в котором ей суждено было выйти замуж за Пророка Мухаммеда ﷺ, Аиша, как и многие африканские девочки и жительницы Аравийского полуострова того времени, была намного более взрослой и развитой, чем большинство современных европейских девочек, даже уже вступивших в брачный возраст. Всевышний Аллах даровал Айше великую судьбу «передаточного звена», посредством которого самые важные подробности жизни Пророка Мухаммеда ﷺ, его слова и высказывания дошли до мусульманской общины, став примером и верным руководством для каждого верующего мусульманина. Прекрасная память девушки, ее острый ум и проницательность сыграли в этом деле значительную роль.
Сама Аиша осознавала, насколько важная ответственность возлагается на нее, как на супругу Посланника Аллаха ﷺ, и также хорошо она осознавала то, чем отличалась от всех остальных женщин, своих современниц, и сама говорила об этом:
- Аиша – единственная из всех жен Посланника Аллаха ﷺ, которая была девственницей, когда Пророк Мухаммед ﷺ женился на ней;
- Аиша говорила: «Аллах ниспослал мое оправдание с небес», предвидя, что в будущем ее фигура станет предметом споров и критики потомков;
- ее кандидатуру показал Посланнику Аллаха ﷺ дважды во сне ангел Джибриль, указав, что Пророк Мухаммед ﷺ должен жениться на ней;
- она была свидетельницей многих случаев ниспослания Посланнику Аллаха ﷺ божественных откровений;
- Посланник Аллаха ﷺ покинул этот мир, когда его голова покоилась на коленях у Аиши, его могила находится в ее доме.
Хочу узнать на самом ли деле есть хадис в котором рассказывается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) называл жену свою Аишу (да будет доволен ею Аллах) "Увеиш", что в переводе приводится как аналогично "Айшулька"?
Можете пожалуйста привести этот хадис ?
Вы меня выручите, благодарю! ДжазакумуЛЛАХУ хайран!
К сожалению, у нас нет информации на этот счет.