Почему мусульмане носят бороду

Мусульманин с бородойЗачем мусульмане носят бороду и обязательна ли борода в исламе? Этот вопрос достаточно популярен в обществе, поскольку чаще всего можно увидеть мужчину-мусульманина с красивой окладистой бородой. Но однозначного ответа на вопрос, какой именно должна быть борода, среди мусульманских ученых нет, поскольку у каждого из них есть своя точка зрения на этот вопрос и свое к нему отношение. Некоторые из них считают обязательным действием – отращивать и носить бороду (ваджибом) и греховным действием – брить ее (фиском). Но у некоторых других ученых господствует мнение, что отращивание бороды действие необязательное, но желательное, то есть мустахабб, а бритье ее – действие не запрещенное, то есть харам, но порицаемое, то есть макрух.

Едины все мусульманские ученые в том, что борода является сунной пророка Мухаммада ﷺ, который всегда носил бороду, кроме того борода - символ мужественности, она часть фитры человека, то есть его первозданного естества, подаренного человеку Аллахом.

Борода в исламе

Если обратиться к истории жизни и деятельности Пророка Аллаха ﷺ, то можно увидеть, что он отращивал бороду, как и все христиане-монахи и иудеи в то время. Как сообщают хадисы, Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ призывал и мусульман не брить, а отращивать бороду и носить ее: «Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороды и подстригайте усы», и «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». То есть, в его времена борода была отличительным признаком верующих в Единого Бога - Аллаха.

О запрете на бритье бороды встречается упоминание у Ибн Хазма, захиритского правоведа, а также у маликита аль-Хаттаба, ханбалита ас-Саффарини и ханафита Ибн Абидина. Но были и те, кто противоречил мнению о таком запрете, - такого мнения придерживались, к примеру, шафиитские ученые ан-Навави, ар-Рафии, аль-Хатиб аш-Шарбини и Закария аль-Ансари говорили о том, что бритье нежелательно, то есть макрух. Но аз-Заркаши, аль-Азраи, аль-Халими и аль-Каффаль аш-Шаши, представители шафиитского мазхаба, все-таки считали, что это скорее запретное действие.

По мнению салафитских богословов аль-Албани, аль-Усаймина, Ибн База, борода – это отличительный признак мужчин в исламе как от женщин, так и от неверующих, которые ее не носят и не отращивают, поэтому придерживаются того, что бритье бороды следует отнести именно к греховным и запретным действиям. Представители шиизма Мухаммад Ширази и Али Систани придерживаются такого же мнения. Всем известен случай, когда в телеэфире из уст аятоллы Али Хаменеи прозвучало осуждение короткой бороды короля Марокко Мухаммеда VI. У короля, по мнению аятоллы, она скорее напоминает легкую небритость, и он во всеуслышание назвал ее «позором», на что король сказал, что слова аятоллы в эфире иранского национального телевидения – полная чушь.

Ношение бороды в исламских странах сегодня

Бородатый спортсмен мусульманинНередки случаи, когда бородатые люди в ряде стран Ближнего Востока могут стать объектами пристального внимания полиции, сталкиваться с тем, что к ним представители силовых структур относятся с подозрением. Это касается таких стран, как Ливан – там подобные случаи нередки даже с теми, кто отращивает бороду не по религиозным причинам.

Из-за военных действий, которые ведутся в последнее время на территории Ирака и Сирии, где боевики ИГИЛ воюют против курдов, наметилась тенденция среди курдов, проживающих в юго-восточной части Турции, к сбриванию бород для того, чтобы не походить на членов ИГИЛ, которые носят длинные бородаты.

Связано это еще и с тем, что бывали случаи, когда состоящие в Рабочей Партии Курдистана курды были казнены только лишь за наличие у них бороды, хотя это и не является исключительно особенностью именно членов группировки «Исламское государство».

Турецкие мусульмане отращивание бороды считают сунной, рекомендованным для мужчин действием, но существует турецкий правовой кодекс, исходя из которого государственный служащий в Турции ее носить не может, однако в последнее время, в законах Турции приняты послабления. На улицах Стамбула можно встретить все чаще бородатых мужчин, часть из которых отращивают бороду, так как следуют сунне пророка ﷺ, другие же как дань исламской мусульманской моде. 

В Египте во время правления Хосни Мубарака бороду рассматривали как элемент, характерный для исламистских сил, которые выступали против президента, невзирая на то, что бороды носили не только мусульмане, но и представители других религиозных концессий – к примеру, копты-христиане и сам патриарх Феодор II. Бороды братьев-мусульман отличались тем, что были ухоженными и аккуратными, в то время как у салафитов борода была внушительной, а усы они сбривали. Среди салафитов также наблюдалась тенденция к окрашиванию волос на лице хной поэтому их бороды могли иметь цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового. В Египте в то время бороды полагалось сбривать всем государственным служащим, а когда режим Хосни Мубарака пал, мусульмане вновь вернулись к ношению бороды.

Шариатские нормы были введены на территории захваченного талибами Афганистана после того, как он стал одним из Исламских Эмиратов. По этим нормам мужчин обязали отращивать бороды, причем длинные и густые, и их регулярно проверяли, и тех, у кого они оказывались короче сжатого кулака, могли сильно наказать.

В мусульманских странах постсоветского пространства ситуация с официальной религиозной позицией относительно ношения бороды также складывается по-разному. В Казахстане Духовное управление мусульман Республики избрало своей официальной позицией мнение, что отращивание бороды – это сунна, то есть необязательное действие. О том, что бритье греховно, говорят лишь салафиты. В своей позиции религиозная верхушка Казахстана опирается на мнение Мухаммада Абу Захра и Махмуда Шалтута, египетских улемов двадцатого века, а также на постановление Управления по фетвам Египта. Танжарык Турганкулов, заведующий «Центра религиоведения», высказал на сайте мечети им. Гылмани в Астане мнение, что молодые мусульмане Казахстана отращивают сегодня бороды в том числе и с целью внесения смуты в мусульманское общество.

Основное население Узбекистана – мусульмане, и в государстве нет определенных официальных законов, которые бы вводили запрет на ношение бороды, и все равно бородатые люди постоянно испытывают на себе, что окружающие, в том числе и работник полиции, относятся к ним с подозрением. Встречаются случаи, когда имамы мечетей вынуждены были сбривать бороду, поскольку опасались попасть в так называемый «список бородатых» Службы национальной безопасности страны.

Такие случаи неофициального запрета на ношение бороды уходят своими корнями в практику борьбы с экстремистскими движениями, начавшейся в Намангане в 1997г. Тогда Ферганской долине было совершено жестокое показательное убийство одного из высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, и во время операции по розыску преступников только лишь наличие бороды могло стать причиной для уголовного преследования и ареста. Даже для получения паспорта бородатому мужчине нужно было предоставить справку, выданную Управлением духовенства области, удостоверяющую, что человек не состоит в экстремистской организации, однако получить эту справку было крайне сложно.

В российских регионах, где традиционно проживает мусульманское население, ситуация складывается по-разному. В Карачаево-Черкессии в 2011 году Совет улемов выпустил постановление, которое объявляло ваджибом ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу. В результате всем мужчинам были обязаны отрастить их «минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)». А тюменский имам-мухтасиб Ильдар Зиганшин высказал личное мнение, что для татарского народа носить бороду – не есть традиция, и право носить ее надо заслужить: после женитьбы мусульманин может отпустить небольшую бородку, а уже после шестидесяти лет можно отпустить длинную и густую.

По мнению имам-хатиба Мемориальной мечети в Москве Шамиля Аляутдинова, которым он делится в статье на эту тему, обязательным, то есть фардом ношение бороды «категорически не является», и те, кто так считает, по мнению Аляутдинова, просто проявляют свою неграмотность. В своем мнении Шамиль Аляутдинов также опирается на Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута, улемов из Египта.

Случаи, когда ношение бороды является основанием для постановки человека на полицейский учет, зафиксированы в Дагестане – здесь бородатых мужчин ставили на «профилактический учёт» по подозрению в «религиозном экстремизме».

Длина и цвет бороды

Часто возникает вопрос о том, какой длины носить бороду, поскольку богословы позволяли в большинстве своем укорачивать бороду до тех пор, пока ее длина не будет превышать длину сжатого кулака.

Мнения, что стричь ее нельзя, придерживались часть шафиитов, к примеру, ан-Навави. Но, если судить по действиям сподвижников Пророка Аллаха ﷺ Абу Хурайры и Ибн Умара, и нескольких еще улемов прошлого (Ибн Таймии, Ибн Абидина, Ибн Абд аль-Барра и Хасан аль-Басри), укорачивание бороды – деяние дозволенное. Пророк Мухаммад ﷺ призывал бороду отращивать, носить, а также окрашивать ее, чтобы было видно отличие от христиан и иудеев. Среди мусульман часто встречаются те, кто окрашивает свою растительность на лице хной (хидаб). Ан-Навави считал, что как мужчинам, так и женщинам лучше окрашивать свою седину в желтый или красный цвет, говоря: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и катма». Сам Пророк Мухаммада ﷺ, по некоторым сообщениям, волосы и бороду красил в желтый цвет. Некоторые богословы считают, что красить в черный цвет волосы и бороду нельзя, за исключением тех случаев, когда это делают для устрашения врага во время джихада.

Усы в исламе

Что же касается выбривания усов мусульманами, то по поводу этого вопроса у ученых-богословов ислама нет единого мнения, как именно следует укорачивать усы: если имам Малик ибн Анас и шафииты считали, что укорачивать нужно только ту часть усов, которая выходит за край губы, то, по мнению Ахмада ибн Ханбаля, нет ничего в укорачивании усов плохого, точно так же, как нет ничего плохого в их полном сбривании.

Среди ранних ханафитов считалось, что укорачивать усы – это полностью их искоренять (исти’саль), но позднее по ханафитскому мазхабу разрешено было просто укорачивать усы, не искореняя их полностью.

Среди сподвижников Пророка Аллаха ﷺ были и те, кто усы только укорачивали - Абдуллах ибн Бишр, Хаджжадж ибн Амир, Утба ибн Ауф, Микдам ибн Мадикариб и Абу Умам аль-Бахили, а также те, кто полностью сбривал или убирал свои усы - Абу Рафиа, Салама ибн аль-Акуа, Абу Усайд аль-Ансари, Ибн Умар, Джабир ибн Абдуллах и Абу Саид аль-Худри.

Подводя итоги всего вышесказанного, будет справедливым сказать, что брить волосы на лице – это значит вносить изменение в тот свой облик, который был дарован Аллахом человеку при рождении. Этот свой облик он должен принимать беспрекословно как великий дар Аллаха, заботиться о нем и ухаживать. Это значит, что носить ухоженную и аккуратно подстриженную растительность на лице будет лучшим свидетельством бережного отношения мусульманина к своему облику, подаренному Аллахом. Носить бороду является сунной Пророка Мухаммада ﷺ, и этой его практики придерживались как многие другие пророки, так и их последователи. Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину?

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Задать вопрос

Обсуждение
Ассаляму алейкум.
Для чего вы приводите мнение шиитов, да еще и наравне с исламскими богословами, как будто они часть ислама?!
Анастасия , 12 сентября 2020 в 05:03, №36342
Ассаламу алейкум, братья есть вопрос:
Если родители против того что мы носим бороду, и говорят что мы не довольны этим. Что делать в таком случае?
Shahhzod Джураев , 13 сентября 2020 в 10:38, №36373
Ас салями уа алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух! У меня такая ситуация, работаю в школе учителем, не давно мне сказали побрить бороду, что якобы кто то жалуется из родителей что мне делать
Алим Смит , 9 февраля в 18:51, №41448
Барака Ллаху фиик
Алим Смит , 9 февраля в 19:04, №41450
Ас салями уа алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
У меня такой вопрос, у меня абсолютно не растет борода на лице, можно ли в таком случае носить усы? Не считаеться ли ношение усов, без бороды грехом?
amirseralin004 , 18 февраля в 23:32, №41821
Ассаляму алейкум Уа рохматуллахи уа баракатух, если борода это сунна, то сбривание бороды не считается грехом?
На счёт работы, если начальник говорит чтобы ты сбрил бороду, а мне нужно прокормить семью, что мне делать уйди в другую работу или сбрить?
Muldagalievalmaz , 30 марта в 10:46, №43158
Ассаляму 'Аляйкум уа рахматуЛлаhи уа баракятуhу
Слышал что можно округлять бороду, моя борода кудрявая, непослушная и это не смотрится привлекательным. Какие далили у стороны что округлять бороду можно, очень важно, подскажите пожалуйста, этого нигде нет, можно отдельно статью написать, боюсь пойти по страстям, не трогаю бороду. ДжазакаЛлаhу Хайран
Aslan , 28 апреля в 04:10, №45091
Ассаляму алейкум. Я не мусульманин, но ношу бороду длиннее кулака и выбираю усы. Очень часто мусульмане здороваются со мной,думая что я тоже мусульманин.Я всегда отвечаю: ,,
уа алейкум ассалям''. Выходит что отталкиваясь от моего внешнего вида, люди принимают меня не за того. Не получается-ли так, что я обманываю людей своим внешним видом и ответом? Я отношусь с большим уважением к людям исповедующим Ислам, и мне очень не хочется, оскорблять их таким образом .
kaktotakanetak , 27 мая в 02:24, №46936
Ассаляму алейкум, правда что у Пророка Мухаммада(да благославит его Аллах и приветствует) не было усов? Согласно хадисам, Посланник Аллаха(мир ему и благославление) говорил: Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников.
ali232 , 30 августа в 20:44, №53207
Ваалейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракятуху!
Для расширения вашего кругозора.
Рафис Гибадуллин , 12 сентября 2020 в 09:03, №36344
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлах
Постарайтесь мягко объяснить им, что Вы делаете это из религиозных побуждений, и объясните им важность этого.
Консультант по учебной части , 13 сентября 2020 в 14:01, №36390
Я каждый раз объясняю им.
Значит оставив бороду я не совершаю грех не послушав их?
(Это очень важно для меня, потому что отец злится на меня из-за этого). ва джазакаЛлаху хайран
Shahhzod Джураев , 13 сентября 2020 в 14:22, №36393
Нельзя подчиняться кому-либо в греховном, даже если это родители. Пророк ﷺ сказал: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца!»
Этот хадис передали, имам Ахмад, имам ат-Табарани и имам аль-Хаким. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр.
Сообщается со слов Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал;

«Послушание только в том, что правильно и истинно»

Этот хадис передали; имам аль-Бухари и имам Муслим.
Рафис Гибадуллин , 14 сентября 2020 в 09:01, №36403
А как же послушание родителям, их довольство и укрепление родственных уз, которое приходит и в Коране, и в сунне? Не является ли довод послушания к родителям сильнее?
Гульназ Гиззатуллина , 24 октября 2020 в 22:03, №37564
Как упомянуто выше, мусульманин обязан подчиняться родителям только в дозволенном.
Консультант по учебной части , 24 октября 2020 в 23:26, №37575
Асссаламу алайкум, как я понял бритье харам. а что насчет длины? Обязательно ли не меньше кулака или можно по меньше?
Serik Urazgaliyev , 20 декабря 2020 в 21:50, №39387
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Прочтите, пожалуйста, часть статьи под заголовком "длина и цвет бороды". Там есть ответ на Ваш вопрос
Консультант по учебной части , 20 декабря 2020 в 22:55, №39395
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух
Сообщите им, что Ваша борода не опасна и никак не мешает работать.
Консультант по учебной части , 9 февраля в 18:55, №41449
Уа фика баракаЛлах
Консультант по учебной части , 9 февраля в 19:14, №41451
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух
Пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم велел мусульманам укорачивать усы, поэтому периодически подстригайте их
Консультант по учебной части , 18 февраля в 23:39, №41822
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Сунна - все, что относится к действиям или словам пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, поэтому Сунна может быть как желательная, так и обязательная. Лучше постараться договориться с работодателем
Консультант по учебной части , 30 марта в 12:48, №43165
Ассаляму алейкум Уа рохматуллахи уа баракатух, в каких масхабов борода сунна?
Просто мой друг доворит что ханафиском масхабе это фарз
Muldagalievalmaz , 4 апреля в 23:43, №43551
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
По всем мазхабам борода считается фарзом
Консультант по учебной части , 5 апреля в 00:30, №43552
Как понять что борода фарз а до этого вы ответили что это сунна??
Muldagalievalmaz , 6 апреля в 23:30, №43674
Сунна - это все, что делал пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم, поэтому Сунна может быть как желательной, так и обязательной
Консультант по учебной части , 6 апреля в 23:43, №43675
ДжазакАллаhу хойран
Muldagalievalmaz , 7 апреля в 23:29, №43740
Уа иййакум!
Консультант по учебной части , 7 апреля в 23:48, №43741
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Если после округления ее длина останется не меньше кулака, то можно округлить. Аллаху А`лям
Консультант по учебной части , 28 апреля в 13:57, №45107
Но ахи, ведь мне нужно сбоку убрать, там не будет кулака никак
На подбородке все нормально, сбоку чуть торчит)
Aslan , 28 апреля в 19:11, №45152
Если это пару волос, которые портят внешний вид бороды, то можно их подровнять, ин ша Аллах, но убирать много волос нельзя. Как сказала жена пророка Аиша: "Красота мужчины в его бороде"
Консультант по учебной части , 28 апреля в 23:05, №45165
ДжазакаЛлаhу Хайран, а какой далиль на то что можно пару волосиков убирать✨?
Aslan , 29 апреля в 02:30, №45172
Уа алейкум ассалям!
У Вас ведь нет цели обманывать мусульман, поэтому все в порядке
Консультант по учебной части , 27 мая в 11:04, №46939
Благодарю,за ответ.
kaktotakanetak , 28 мая в 01:05, №47010
Пожалуйста
Консультант по учебной части , 28 мая в 01:58, №47012
Уа алейкум ассалям!
Его усы были подстрижены, т.е. не длинные, но и не сбритые полностью
Консультант по учебной части , 30 августа в 21:40, №53208