Кааба

  1. Что такое Кааба?
  2. Внешний вид
  3. Кааба внутри
  4. Вокруг Каабы
  5. Тайна "черного камня Каабы"
    1. Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?
  6. История создания
  7. Значение
  8. Очищение от идолов
  9. Реконструкции
    1. Реконструкция при курайшитах
    2. Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр
    3. Исторические события, связанные с Каабой
  10. Правила посещения
  11. Будет ли разрушена когда-нибудь Кааба?

Кааба

Кааба в Мекке или аль-Кааба – так называется главная святыня мусульманского мира. Именно в сторону нее все молящиеся мусульмане обращаются во время совершения намаза, это называется обратиться в направлении киблы.

Также к Священной Каабе каждый год мусульмане всего мира совершают паломничество в рамках Хаджа, и это паломничество является важной частью мусульманского ритуала.

В мусульманском мире считают, что Камень Каабы на земле воплощает находящуюся на небесах ал-Каабу.

Кааба располагается в самом центре ал-Масджид ал-Харам, Запретной Мечети, которая является главной мечетью Саудовский Аравии.

Внешний вид

Кааба в Мекке – это здание из камня, которое достигает пятнадцати метров в высоту и имеет основание 12 метров на 10 метров, своими углами Кааба указывает в стороны света.

Каждый угол священной Каабы имеет свое название:

  1. восточный угол носит название «черный угол» или «ар-рукн ал-асвад», «ар-рукн». В «черный угол» на расстоянии полутора метров от земли встроен «черный камень» «ал-хаджар ал-асвад», обрамленный в серебро. Черный камень Каабы является знамением для людей, он символизирует могущество Всевышнего Аллаха, и этот символ как свидетельство Своей силы и могущества послал Всевышний Аллах на землю человечеству. Состоит черный камень Каабы из трех обломков, которые соединены вместе и имеют красновато-черный оттенок цвета;
  2. северный угол носит название «ар-рукн ал-ираки» или «иракский»;
  3. западный угол носит название «сирийский» или «ар-рукн аш-шами»;
  4. южный угол носит название «ар-рукн ал-йамани» или южный.

Сверху Каабу покрывает черное полотно или кисва, представляющее собой сшитые вместе полотнища черного цвета. На данном полотне вышиты аяты Священной книги Коран, которые располагаются по бордюру, а также вышиты внутри медальонов. Это аяты Священной Книги Коран, которые имеют отношение к вопросам Хаджа и самой Каабы.

В северо-восточной стене здания расположена дверь, которую также скрывает покрывало. Эта дверь расположена высоко над землей на высоте около двух метров. Для того, чтобы попасть внутрь для очищения Каабы или во время ее посещения, к данной двери приставляют специальную лестницу.

Кааба внутри

Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.

Между местом, где располагается черный камень Каабы, и дверью есть часть стены, которая носит название «ал-мультазам». Возле этой части стены мусульмане произносят молитву, от Пророка ﷺ передаются слабые хадисы, что в этом месте (между дверью и камнем) он ﷺ прикоснулся к Каабе грудью, лицом и руками и делал дуа. То же самое достоверно передается от некоторых сподвижников, поэтому можно так делать. Можно говорить любое дуа, хотя от сподвижников передается конкретное дуа. 

Северо-западная стена имеет водосток, который выступает с крыши и отделан позолотой. Этот сток для воды носит название «мизаб ар-рахма» или «ал-мизаб».

Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.

Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.

Вокруг Каабы

На видео выше можно увидеть прямую трансляцию в онлайн режиме Каабы.

Вокруг Каабы вымощена дорожка, и по этой дорожке паломники ритуально обходят святилище – этот ритуальный обход носит название «таваф».

«Макам Ибрахим» - так называется постройка, расположенная напротив двери в Каабу. В этой постройке заложен камень, и предание гласит, что на этом камне пророк Ибрахим стоял, когда занимался восстановлением Каабы. На этом камне можно увидеть следы от ног человека.

Практически напротив того места, где расположен «черный камень», располагается Замзам – священный источник.

Когда Пророк Мухаммад ﷺ был молод, внутри здания ал-Каабы в Мекке стоял идол божества по имени Хубала, который являлся покровителем Мекки. Вокруг Каабы в то время находились триста шестьдесят идолов разных божеств, которых почитали в Аравии в разных ее районах и землях. Стены Каабы изнутри были покрыты, как сказано в легенде, изображениями персонажей из Евангелия и Библии.

Тайна "черного камня Каабы"

черный камень Каабы

Напротив "места Ибрахима" в углу Каабы заложен черный камень «Хаджар аль-Асвад». «Черный камень» является ничем иным, как белым яхонтом, который был принесен на землю из Рая, когда Бог даровал его пророку Адаму. Но камень стал черным из-за людских пороков и грехов.

Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?

Ответ на этот вопрос очевиден: мусульмане не поклоняются ни черному камню, ни Каабе. Черный камень служит лишь откуда должен начинаться обход (таваф) вокруг Священного Дома для обрядов хаджа. Также Кааба указывает мусульманам в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза. 

История создания

Неизвестно, когда точно была возведена Кааба, и существует несколько разных точек зрения, по одной из таких точек зрения заслуга в строительстве Каабы принадлежит Пророку Адаму, который был первым человеком на Земле и создателем Каабы.

По этой версии, первое здание над этим камнем построил сам пророк Адам, по разным источникам, это было некое сооружение или палатка. Но самый первый вариант ал-Каабы был возведен его сыном Сифом или Шисом.

Далее Кааба подверглась разрушению, и только после того, как сын Ибрахима Исмаил поселился в Мекке, Ибрагим получил от Всевышнего Аллаха повеление восстановить основание, на котором стояла Кааба.

В Священной Книге Коран приводится аят, в которой рассказывается о том, как Всевышний привел в Мекку Ибрахима, и Ибрахим стал первым ханифом или благочестивым человеком, который отвергал поклонение идолам, которые были у каждого племени, а призывал к поклонению единому Богу, а также стал первым мусульманином. Именно Пророк Ибрахим с помощью своего сына Исмаила построил здание Каабы, а также стал тем, кем был установлен обряд совершения паломничества к Каабе - хадж.

история Каабы

В достоверном хадисе сказано, что сын пророка Ибрахима приносил ему камни, а сам Ибрахим строил стены, и в самом конце строительства сын Ибрахима поднял камень, чтобы отец смог встать на него и закончить строительство, и в этом камне отпечатались следы пророка Ибрахима.

Значение

Мекканские суры Священной книги Коран упоминают, что Всевышний Аллах является Господином аль-Каабы, которую называют «ал-байт ал-мамур» или «ал-байт». В Священной Книге Коран верующих называют «народом Каабы» или «ахл ал-байт», а саму Каабу называют «древним Домом» или «ал-байт ал-атик».

Кааба приобрела для ислама еще большее значение, когда в Медине объявили Каабу киблой, то есть тем направлением, куда должны обращаться молящиеся во время совершения намаза, хотя до того момента молящиеся верующие должны были обращаться лицом в направлении Иерусалима.

Именно Каабе принадлежит заслуга в становлении ислама как религии самостоятельной и отдельной, имеющий аравийские корни.

Очищение от идолов

Кааба внутри

Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.

Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.

Реконструкции

Сегодня Кааба в Мекке, хранилище «черного камня» - это важнейший центр исламского мира, святыня и символ единства для всего мусульманского мира. Все течения исламской религии признают особую роль храма Каабы и ее святость.

Реконструкции вокруг здания Каабы велись как при жизни Пророка Мухаммада ﷺ, так и на протяжении последующей истории ислама территория вокруг Каабы реконструировалась и расширялась мечеть у Кааабы. 

Каабу перестраивали по разным версиям от пяти до двенадцати раз за все время ее существования: причинами ее разрушения были и пожары, и потопы, и военные действия. Заботились о Каабе по очереди те племена, которые проживали в Мекке. За время своего существования Кааба неоднократно приходила в ветхое состояние и подвергалась разрушениям со стороны паводковых вод.

Кааба сегодня

Реконструкция при курайшитах

В самом начале шестого века племя курайшитов, из которого происходил сам Посланник Аллаха ﷺ, осуществили ремонт Каабы. Руководил ремонтными работами мастер из Византии, который оказался в Мекке случайно, попав в кораблекрушение в Красном море.

Существует хадис, который рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ в возрасте двадцати пяти лет принимал участие в работах по ремонту Каабы. Во времена Пророка Мухаммеда ﷺ, еще до начала его пророческой миссии, была совершена самая известная из реконструкций Каабы, и именно Пророк Мухаммед ﷺ, приняв правильное решение, сумел спасти от кровопролития арабские племена. Когда разразился спор о том, кому после реконструкции вставлять «черный камень» в стену Каабы, было принято решение, что это должен сделать Мухаммед ﷺ, однако спор не утихал, поскольку теперь старейшины решили выяснять, кому принадлежит право нести этот камень к Каабе. И тогда Пророк Мухаммед ﷺ предложил неожиданное решение: он предложил положить камень на плащ, а старейшинам нести его вместе, взявшись за концы плаща.

Реконструкция храма при Пророке Мухаммеде ﷺ известна еще и тем, что при этой реконструкции форма Каабы, которая до этого момента была прямоугольной, изменилась на квадратную форму. Примечателен также тот факт, что курайшиты не соглашались использовать для оплаты работ по реконструкции и материалов для храма деньги, которые были заработаны нечестным путем, то есть путем азартных игр или грабежей, а также путем проституции и ростовщичества. Однако в процессе сбора средств было установлено, что люди настолько стали грешными и погрязли в стяжательстве, что нужной суммы не получается собрать только «чистыми» деньгами. В результате нехватки средств здание святыни и было укорочено, поэтому оно и приобрело квадратную форму. После этого попытки вернуть Каабе прямоугольную форму предпринимались не раз, но в итоге здание осталось кубическим.

Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр

В тридцатые годы седьмого века, когда во главе халифата находился халиф Умар, были уничтожены дома, которые находились рядом с Каабой, и вместо них в этом месте построили мечеть, которая получила название Запретная мечеть или ал-Масджид ал-Харам.

После того, как в 683 году Мекка была обстреляна войсками Омейядов, воевавших против Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом, Абдуллах заявил, что продолжит замысел Посланника Аллаха ﷺ и выполнит его, сделает перестройку Каабы, чтобы вернуть святыне ее древний вид, который храм имел еще при Ибрахиме. Тогда здание Каабы расширили, а также включили в ее состав аль-хиджр.

После того, как в 693 году был разгромлен Ибн аз-Зубайр, святыня снова вернула себе тот вид, который был у нее прежде и который сохраняется до сих пор.

Исторические события, связанные с Каабой

Когда Мекку в 929 году захватили карматы, представлявшие крупное религиозно-политическое учение в халифате конца девятого начала десятого веков в период правления Аббасидов, они забрали с собой «черный камень», и только спустя двадцать лет удалось вернуть «черный камень» на его законное место.

С течением времени территория вокруг храма застраивалась самыми разными сооружениями, в число которых входили и кафедры основных мазхабов ислама. Эти кафедры были убраны, когда саудовские правители в пятидесятых-шестидесятых годах проводили крупный ремонт храма.

Группа мусульманских экстремистов захватила святыню в 1980 году, экстремисты захватили не только храм, но и Мекканскую мечеть. Эти экстремисты заявили, что в мире появился Махди, которым назвали Абдуллах аль-Кахтани. Спустя две недели Мечеть удалось взять штурмом, а сами боевики были уничтожены.

Правила посещения Каабы

Поскольку количество паломников огромное, а здание храма очень маленькое, посещение самого храма невозможно, поэтому войти и находиться внутри Каабы может быть разрешено только особым людям, но и для них двери Каабы открываются только два раза в год. Эти люди могут изнутри увидеть святыню только во время церемоний омовения, проходящих перед хаджем и перед началом священного месяца Рамадан. Совершающие хадж паломники могут прикоснуться к святыне, но посещение храма возможно только для мусульман, а представителям других религий невозможно попасть в эти святые места.

Будет ли разрушена когда-нибудь Кааба?

Обсуждение

Комментариев пока нет.