Исламский сонник

исламский сонник

  1. Сны в исламе
  2. Виды снов
  3. Сны пророков и праведников
  4. Действия снов
  5. Что делать, если увидел во сне что-то хорошее или плохое?
  6. Как толковать сон?
  7. Исламский сонник по Сунне или Корану
    1. Толкование снов по Священному Корану
    2. Толкование снов по сунне Пророка ﷺ
    3. Толкование снов по смыслам
    4. Толкование снов по именам

Сновидения играют в жизни мусульманина значительную роль. Священная книга Коран, как и Сунна Пророка ﷺ, неоднократно упоминает сновидения, поскольку посредством них были переданы пророчества и важные установления, и об этом неоднократно упоминается в Коране и Сунне.

Сны в исламе

Если следовать тому, о чем гласят достоверные хадисы, переданные в таких авторитетных мусульманских сборниках, как сборники Бухари и Муслима, то относительно сновидений Сунна имеет определенную позицию, по которой:

  • сновидения – это часть пророчества, и дословно приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Вещие сны - одна сорок шестая часть пророчества»;
  • с помощью них передавались Откровения пророкам;
  • то, насколько сновидение несет истинное откровение, зависит от того, насколько искренен человек, который лег спать и увидел их, и поэтому по-настоящему правдивые сновидения могут увидеть только те люди, которые искренни в своих словах;
  • сновидения станут вещими ближе к концу времен, и в доказательство этому приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что произойдет это по причине того, что пророчество, как и его действие, со временем будут забыты, и для верующих сны будут представлять собой своего рода компенсацию, и в них будут для них ниспосланы хорошие новости, и с этими новостями будут мусульмане, которые увидят их и расскажут о них, став в своей вере еще более стойкими и терпеливыми. То же самое касается чудес, которые случились после сахабов – в их времена не происходило чудес, поскольку в них не было нужды, ведь вера людей была сильной и стойкой. Но после сахабов пришли люди, которые были более слабыми в своей вере, и поэтому они нуждались в чудесах.

Виды снов

Сновидения подразделяются на три вида, среди которых:

  1. Рахмани, то есть сновидения от Всевышнего Аллаха;
  2. Шайтани, то есть сновидения от Шайтана;
  3. Нафсани, то есть сновидения, которые посылает нам подсознание.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, сны от шайтанов приводят человека, который увидит их, в расстройство. А сны от своей души – это такие сны, которые идут от мыслей человека: о чем он думает перед тем, как лечь спать или то, с чем он сталкивается в своей ежедневной жизни, то он и увидит во сне.

Сны пророков и праведников

Сновидения пророков называются «вахи», что означает в переводе «откровения». Эти сновидения защищены от шайтана – такой позиции придерживаются и толкователи, и вся мусульманская умма. Пророк Ибрахим послушался того приказа, который ему дал во сне Аллах, и собирался принести своего сына в жертву, поскольку не сомневался, что сновидение, которое он увидел, послано ему Аллахом.

Сновидения обычных людей следует оценивать с точки зрения чистого откровения, то есть того, что предписывает Священная Книга Коран и Сунна Пророка ﷺ: если они соответствуют положениям Сунны и Корана, то в них нет ничего предосудительного, но если в них есть нечто, противоречащее Корану или Сунне, то действовать в соответствие с ними нельзя. Данная проблема является в Исламе одной из серьезных, поэтому те крайние суфии, что являются нововведенцами или бидатчиками, по этой причине сбиваются с верного пути.

Если мусульманин желает увидеть сон истины, то ему следует стремиться к тому, чтобы говорить правду, питаться только пищей халяль, строго выполнять приказы шариата и избегать всего того, что запретил Всевышний Аллах, а также ложиться спать в состоянии полной ритуальной чистоты к Кибле лицом и поминать Всевышнего Аллаха перед сном.

Наиболее правдивыми и вещими оказываются сны, которые мусульманин увидел перед рассветом во время сухура, ведь в это время спускается Всевышний Аллах, и Его прощение и милость близки как никогда. В это время спокойны шайтаны, в то время как в темное время или сразу после заката шайтаны действуют активно и распространяются по земле.

Действия снов

сны в исламе

Сновидения можно разделить на три категории по тому действию, которое они оказывают:

  1. сновидения истинные, которые могут увидеть праведные люди или пророки, и тот, кто увидел, следует толкованию сна. Их могут увидеть не только пророки или праведники, но и другие люди, но это в редких случаях. Подобным примером может служить случай, когда сон истины увидел неверный царь, который растолковал пророк Юсуф. Истинные сны находят воплощение в жизни.
  2. Сновидения смешанные, в которых содержится какое-либо предупреждение. Такие сны подразделяются на:
    1. сновидения как результат игр шайтана, которые снятся с целью расстроить того, кто их увидит, вызвать его страх;
    2. сновидение, в котором к людям приходят ангелы, но говорят им о чем-то, что является запретным или смысла не имеет.
  3. Сновидения, в которых люди могут увидеть, что произойдет с ними в их жизни, или то, чего бы они очень хотели, и такие сны очень реалистичные, а также человек может видеть какие-то события, которые происходят с ним часто в реальной жизни и оказывает влияние на его настроение.

Что делать, если увидел во сне что-то хорошее или плохое?

Относительно типов и категорий сновидений Абу Саид аль Худри приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ, который говорил, что мусульманин, увидевший сон, в котором будет что-то приятное, должен поблагодарить Всевышнего Аллаха, потому что это сновидение – от Него и сулит радость. Если же ему приснится что-то, что ему не понравится, то ему следует искать убежища от шайтана у Всевышнего, потому что такой сон – от шайтана, и о таком сне не следует упоминать или рассказывать кому-то, потому что это может навредить человеку.

Также Абу Катада приводит в достоверном хадисе слова Посланника Аллаха ﷺ об этом: Пророк ﷺ советует тому, кто увидит во сне что-то, что ему не понравится, плюнуть налево три раза, а затем искать убежища от шайтана у Аллаха, и тогда этот сон вреда не причинит. В данном случае подразумевается сплевывание сухое, без слюны. Также приводятся по этому вопросу слова Пророка ﷺ, переданные в хадисе от Джабира, в которых он говорит, что мусульманин, когда приснится ему сон, должен сплюнуть три раза налево, а затем повернуться на другой бок и снова лечь спать.

Ибн Хаджар, подводя итог тому, что было сказано о сновидениях, сказал, что мусульманину следует помнить три вещи: следует восхвалить Всевышнего Аллаха за хороший сон, который он увидел, он сулит радость, а также следует рассказать об этом тем близким, которых он любит, но не следует рассказывать об этом тем, кого человек не любит. Если же человек увидел кошмар, то он должен искать убежище у Всевышнего Аллаха от зла этого сна и от зла шайтана, а после того, как проснется, ему следует три раза плюнуть на левую сторону, а затем не упоминать про это сновидение никому. Абу Хурайра приводит хадис в главе "аль Гайд филь Манаам" сборника Бухари о том, что человек, которому приснился плохой сон, должен встать с кровати и помолиться Всевышнему Аллаху. Такая же информация передана и в сборнике «Сахих» имама Муслима, а также Муслим указывает, что в таком случае человеку, которому приснился дурной сон, следует перевернуться на другой бок. В хадисе, переданном от Абу Разина Тирмизи упоминается, что говорить кому-то о приснившемся плохом сновидении не следует, и можно рассказать такой плохой сон только близкому мудрому другу, относящемуся к рассказчику с душевной теплотой. Есть также в других хадисах упоминания о том, что рассказывать такие сны следует только мудрым людям или ученым. Кади Абу Бакр ибн аль Араби объясняет это так: ученый сможет растолковать сон должным образом, а также дать совет, поскольку мудрый человек знает, когда сон следует растолковать, а когда лучше промолчать.

Как толковать сон?

По мнению Имама Багави, существует два вида толкований снов:

  1. мусульманский сонник по сунне или Корану, то есть такой способ толкования, когда сны могут быть объяснены с точки зрения Корана или Сунны.
  2. толкование с помощью слов и выражений, используемых людьми, с помощью метафор и имен, которыми пользуются люди.

Толкование снов по Священному Корану и Сунне мусульманину необходимо делать, следуя правилам:

  • установить в своем сновидении самое важное или то, что, по мнению того, кому приснилось, является во сне символическим, а все лишнее отбросить;
  • для каждого из выделенных важных символов следует установить основу толкования, опираясь на Сунну или Коран, а также сопоставляя имена собственные или устоявшиеся образования слов.

Исламский сонник по Сунне или Корану

Многие спрашивают о книге «Значения снов», которую приписывают Ибн Сирину, известные исследователи относятся к ней с большой долей сомнения, что она может быть книгой этого известного мусульманского богослова, опираясь на эту точку зрения мы не можем утверждать, что она написана этим выдающимся ученым.

Опираясь на Коран или хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, можно составить исламский сонник по Сунне и Корану.

Толкование снов по Священному Корану

  1. Если приснилась веревка, то она может означать завет (в суре Корана «Имран», 103 аят приводят слова ««…и держитесь за вервь Аллаха…»).

  2. Если увидеть во сне корабль, то это можно расценивать как предсказание спасения (в суре «Анкабут», аят 15, приводятся слова Аллаха «…И Мы спасли его (Ноя) и тех, кто были на ковчеге…»).

  3. Если приснится древесина, то этот сон можно расценивать как предвестник лицемерия (в суре «Мунафикун» приводятся слова Всевышнего Аллаха «…они(лицемеры) подобны приставным столбам…»).

  4. Если во сне увидеть камень, то это можно объяснить как суровость сердца (в суре «Бакра» есть слова Аллаха: «…они (сердца) тверды, как камень, или еще тверже…»).

  5. Если кто видел грудного ребенка, то он может символизировать врага, потому что в суре «Касас» Священной Книги Коран есть слова «…и подобрали его (Мусу) семейство Фирауна, чтобы для них он оказался врагом и напастью…».

  6. Если мусульманин увидит золу или пепел, то может рассматривать этот сон как предупреждение о бесполезном или неправильном деле, поскольку в суре «Ибрахим» сказано: «Пример тех, кто не уверовал: дела их подобны пеплу, над которым поднялся вихрь…».

  7. Если мусульманин увидел воду, то ему следует толковать сон с точки зрения суры «Джинн», в которой Аллах говорит: «Мы напоили бы их водой обильной. Мы этим испытали бы их…», то есть воду в соннике следует рассматривать как символ испытания.

  8. Если мусульманин увидит, как он вкушает свежее мясо, то исламское толкование снов по Корану и Сунне будет основываться на суре «Худжурат», где сказано: «Захочет разве кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата…», то есть такой сон по Сунне и Корану будет означать поклеп или хулу.

  9. Если же во сне человек увидит, что он берет в руки зелень, овощи, такие как лук, чечевицу, чеснок или огурцы, а также другие, то подобные сны в Исламе могут означать, что человек в своей жизни поменял что-то лучшее на худшее, поскольку в суре «Бакара» Всевышний сказал: «Ты моли Бога своего о нас, чтобы Он даровал нам овощи, что на земле произрастают: и огурцы, и лук, и чеснок, и чечевицу. Он им сказал: «Неужели вы лучшее хотите заменить худшим?».

  10. Видеть хорошее доброе дерево с точки зрения толкования слов в Исламе означает доброе слово, приносящее радость, а если приснится дерево плохое, что такой сон может истолковываться как скверное слово. Такое толкование снов и сновидений о деревьях по Корану обусловлено тем, что в Священном Коране в суре «Ибрахим» приведены такие слова: «Притча (Аллаха) о Добром Слове: оно, как дерево доброе, а притча о Скверном Слове: оно, как древо скверное…».

  11. Если человек видит во сне сад, то это, опираясь на слова «И вихрь огненный обрушился на сад и поглотил в нем все дотла….» в суре «Бакара», указывает на деяния человека, а если во сне он сжигает сад, то это означает, что он аннулирует свои деяния.

  12. Если учитывать, как рассматривает мусульманский сонник толкование снов с опорой на Священную Книгу Коран и Сунну Пророка Мухаммада ﷺ, то, вопреки расхожему мнению, яйца, приснившиеся во сне, будут означать женщину, потому что в суре «Ас-Саффат» приведены такие слова Всевышнего Аллаха: «…они (девы, гурии) подобны тщательно хранимым яйцам».

  13. От того, как рассматривает исламский сонник толкование снов по Священному Корану, зависит и то, какую окраску несет сновидение: позитивную или негативную. Если мусульманин увидит свет, то сура «Бакара» показывает, что свет означает Истинный Прямой Путь, а приснившаяся тьма будет символизировать заблуждение.

толкование снов по Корану

Толкование снов по сунне Пророка ﷺ

Толкование снов в Исламе может также опираться на Сунну, то есть на хадис Пророка Мухаммада ﷺ. Случаи, когда в хадисах были упомянуты сновидения или символическое значение вещей и предметов, вошли в исламский сонник по алфавиту как наглядные примеры того, как следует толковать сновидения:

  1. Ворона может символизировать нечестивца и порочного человека, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ назвал эту птицу нечестивой и порочной.

  2. Мышь, увиденная во сне, может символизировать падшую женщину, поскольку приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ, который назвал мышь «маленькой порочницей».

  3. Увидеть во сне изделия из стекла или ребро может также символизировать женщин, поскольку приводятся в хадисах высказывания Пророка Мухаммада ﷺ, который сказал своему сподвижнику, что женщина была создана из ребра, а также приводятся слова его о том, что «в своей лавке с посудой из стекла следует обходиться бережно», имея в виду под «лавкой» свой дом, а под «посудой из стекла» - «женщин».

  4. Если человек видел во сне рубаху, то она может выступать символом религии или веры, поскольку в одном из хадисов Пророк Мухаммад ﷺ упоминал, что видел во сне людей, на которых были рубахи, и каким-то из них рубахи по длине едва доходили до груди, а у каких-то были длиннее, а потом он увидел во сне Умара ибн Аль-Хаттаба, на котором также была рубаха, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что этот сон означает веру.

  5. Также исламский сонник, который берет за основу толкование снов по Корану и Сунне, рассматривает приснившееся молоко как символ знаний, и ссылается на то, что такое толкование давал сам Пророк Мухаммад ﷺ, а на основании хадиса о том, как Пророк ﷺ был вознесен на Седьмое небо, можно также рассматривать молоко в сне как символ «Аль-Фитра», что означает свойство веры во Всевышнего Аллаха как врожденное по своей природе.

  6. Если человек видел во сне женщину, у которой черная кожа, а волосы у нее перепутанные и безобразные, то это может означать чуму, о чем сказал сам Пророк Мухаммад ﷺ: он сам увидел сон о такой женщине, которая вышла из Медины и дошла до того места, где остановились паломники, чтобы одеться в Ихрам для дальнейшего совершения Хаджа и которое называется Аль-Джухва или Махйя‘а, и объяснил его значение как то, что чума перешла из Медины в это место. Об этом рассказано в хадисе, который был передан имамом Бухари.

  7. Если увидеть во сне дождь, то это может означать, что человек получит знания и Правильный путь – об этом Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Пример тех знаний и Правильного Пути, с которыми Аллах послал меня к вам, подобен дождю…».

  8. Когда во сне человек увидит ровную и прямую дорогу, ему следует ассоциировать ее с Исламом, а если видит стены, то они символизируют заповеди Аллаха, если же в стенах есть открытые двери, то они символизируют запреты Всевышнего Аллаха. Такой способ толкования подобных сновидений исходит из хадиса, который передал Ан-Наввас, в котором Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что Аллах показывает примеры правильного пути, и по сторонам этого пути были две стены, а в этих стенах были открытые двери. В начале этого пути стоял «призывающий вас».

  9. Есть также хадис, на основе которого увиденное во сне жилище можно толковать как Рай, увиденный во сне пир толковать как Ислам, а если во сне приснился и кто-то, кто призывает на пир, то этот человек может символизировать самого Пророка Мухаммада ﷺ. Если же человек, которому снится подобный сон, ответил на этот зов и вошел в жилище, то такое сновидение будет радостным для него, потому что будет символизировать то, что этот человек войдет в Рай, если того пожелает Всевышний Аллах. Такое толкование снов происходит по Сунне Пророка ﷺ, поскольку в одном из хадисов, который привел Тирмизи, рассказывается случай, когда ангелы пришли к Пророку Мухаммаду ﷺ во сне, и далее сказано: «Поистине ты и твоя Умма подобны царю, который взял землю и построил на ней дом, и закатил в нем пир. Затем он послал глашатая, чтобы тот пригласил людей на пиршество. Кто-то ответил на призыв глашатая, кто-то оставил призыв без ответа. Так вот, Царь это Аллах, земля это Ислам, дом это рай. Ты, о, Мухаммад, посланник Аллаха, тот, кто ответил на твой призыв принял Ислам, кто принял Ислам войдёт в рай, а тот, кто войдёт в рай, вкусит из его плодов».

  10. Если человек увидит во сне домашних животных, то сонник, который рассматривает толкование снов по Корану и Сунне, растолковывает такие сны как хорошие, радостные, сулящие тому, кто их увидел, что он получит богатство и достаток: верблюды снятся к величию, овцы – к благодати, лошади снятся к добру и к благу. Это подтверждено хадисом, приведенном ибн Маджа, в котором приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Верблюды - величие для их хозяев, овцы - это благодать (баракат), а добро и благо связаны на чубах лошадей до Судного Дня».

  11. Если же человеку приснился сладкий лимон, то этот сон может символизировать верующего, который читает Коран. Если же человеку приснился финик, то это сновидение символизирует верующего, который Коран не читает. Это толкование подтверждается хадисом, в котором рассказано, как Пророк Мухаммада ﷺ сравнивал верующего, который читает Коран, со сладким лимоном, вкус которого приятен и сладок, а верующего, который не читает Коран, он сравнивал с фиником, которые на вкус приятен, но запаха не имеет. В этом же хадисе он сравнивает райхану или базилик с лицемером, который читает Коран, и это растение на вкус горькое, но обладает приятным запахом, а с колоквинтом сравнивает лицемера, который не читает Коран – у этого растения и запаха нет, и на вкус он горек.

  12. Если человека во сне притесняют, то этот сон может предвещать для него мрак, а если человек во сне сталкивается со скупостью, то этот сон может сулить ему кровопролитие и даже гибель. Такое толкование также сделано на основе одного из хадисов Пророка ﷺ.

  13. Приснившаяся во сне пальма, по словам Пророка ﷺ, может выступать в качестве символа мусульманина, который предан Аллаху: в одном из хадисов Посланник Аллаха ﷺ обратился к своим сподвижникам с вопросом о том, какое дерево не сбрасывает листья и тем оно подобно мусульманину. И когда сподвижники не смогли ответить на этот вопрос, Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что это пальма.

  14. Если мусульманину во сне привиделся человек, который носит с собой мускус или миск, то это человек символизирует приятеля, а если приснился во сне кузнец или человек, раздувающий кузнечные меха, то этот человек символизирует плохого приятеля. Это толкование также дано на основании одного из хадисов.

Толкование снов по смыслам

В качестве примеров того, как исламский сонник предполагает толкование снов, опираясь на смыслы, сравнения и сопоставления, можно привести следующие толкования:

  1. Увидеть во сне огонь значит, что этот сон может сулить такие символичные огню вещи, как хаос и мятеж, смута, грех, поскольку все эти явления, как и огонь, все на своем пути уничтожают.

  2. Если во сне увидеть звезды, то их можно рассматривать как символы ученых или алимов, которые освещают людям путь к знаниям так же, как звезды освещают им путь на земле.

  3. Если увидеть оружие или железо, то такой сон можно рассматривать как предзнаменование победы или как символ силы.

  4. Если во сне почувствовать приятный запах, то такое сновидение может предсказывать, что в жизни получишь похвалу, услышишь хорошее слово по отношению к себе. Если же запах будет неприятным, то можно услышать плохое слово по отношению к себе.

  5. Если во сне увидел петуха, то это может означать встречу или участие в вашей жизни человека влиятельного и известного.

  6. Увидеть во сне змею означает, что рядом с тем, кто видел сон, есть некто, кто распространяет ересь, и этой ересью он отравляет его.

  7. Увидеть собаку означает, что в жизни человека есть враг, но он слаб, и реального вреда причинить он не сможет.

  8. Если приснилась лиса, то это может символизировать кого-то вероломного и хитрого, который уклоняется от правды и коварен.

  9. Увидеть во сне льва означает, что в жизни сыграет важную роль некто властный и могущественный.

  10. Если во сне увидеть, что кто-то, кто болеет, молча выходит из своего дома, то этот больной скоро умрет. Если же он во сне выходит из дома и разговаривает, то его ждет выздоровление.

  11. Если же приснилось, что человек во сне умер, то это означает, что он покается и вернется к Аллаху или то, что у человека начинается новая жизнь.

  12. Если увидеть во сне путешествие, то такой сон может означать переход для человека в другое положение.

  13. Если человек увидел во сне, что на его теле образовался прирост, который никак не вредит его здоровью, то это сон приснился к добру, но если этот прирост чрезмерен, то такой сон приснился не к добру.

  14. Если во сне увидеть, что выходишь из узких дверей, то это может означать спасение от греха или облегчение.

  15. Если во сне увидеть, как вспахиваешь землю или сеешь, то это может означать работу.

  16. Если снится, что покоряешь высоту, взбираясь на вершину, то это может означать только хорошее, но падение с высоты вниз с травмой означает плохое.

Толкование снов по именам

Сновидения могут быть истолкованы, опираясь в толковании на имена собственные, которые принадлежали определенным историческим личностям или имеют какое-либо особое значение:

  1. Увидеть во сне кого-то по имени Рашид может означать встречу или взаимодействие с благоразумным человеком, поскольку имя Рашид в переводе означает «благоразумный».

  2. Если увидеть кого-то по имени Салим, то это сновидение может быть растолковано как сновидение, приснившееся к безопасности и благополучию, исходя из перевода слова.

  3. Увидеть во сне кого-то по имени Саид – к счастью, исходя из перевода этого слова.

  4. Если приснился некто по имени Нафи, то это сновидение может сулить какую-то пользу, поскольку в переводе на русский это имя означает «приносящий пользу».

  5. Сновидение, в котором увидишь того, которого зовут Укбат, может сулить хороший результат какого-то дела, поскольку это имя означает в переводе на русский язык «результативный».

  6. Если приснился некто по имени Рафи, которое означает в переводе «превосходный, высокий», то сновидение может сулить превосходство в каком-то деле.

  7. Сновидение, в котором присутствует кто-то по имени Ахмад, может означать прославление, поскольку в переводе это имя означает «похвальный».

  8. Если приснился некто по имени Салих, то такое сновидение может сулить благочестие и праведность.

В пользу такого толкования снов, основанного на значении имен, приводится хадис из сборника имама Малика, который передал со слов Анаса историю, в которой Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Однажды ночью я увидел во сне, что мы находимся в доме Укба ибн Рафи, и нам принесли свежие финики из фиников Ибн Таба (что означает сын зрелости и расцвета), и я растолковал его тем, что в земной жизни нам будет принадлежать величие и превосходство, в загробной жизни - благоприятный исход, и что наша религия уже расцвела». Этот хадис указывает на то, что сам Посланник Аллаха ﷺ использовал данный метод при толковании сновидений.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Задать вопрос

Обсуждение

Комментариев пока нет.