Хадж
- Что такое хадж?
- Этимология понятия «хадж»
- Хадж как термин в Шариате
- История обрядов хаджа
- Суть хаджа
- Совершение паломничества за долги
- Когда и как совершить хадж?
- Вход в ритуальное состояние паломника
- Как совершить хадж: виды паломничества
- Столпы хаджа
- Последовательность хаджа
Хаджж или хадж – так называют паломничество мусульман, в которое входит посещение Мекки и Масджид аль-Харам, а также окрестностей Мекки, включающее посещение горы Арафат, долин Мина и Муздалифа в определенный промежуток времени по лунному календарю и время проведения будет отличаться каждый год от солнечного григорианского календаря. Паломничество в Мекку может быть малым (умра), которое совершается в любое время года, а также большим (хадж), то есть непосредственно в месяц Зуль-Хиджа.
Хадж – один из пяти столпов ислама, пятый, а первые четыре – это Шахада, намаз или молитва, закят или обязательная милостыня, а также саум или пост в месяц Рамадан.
Хадж неоднократно упомянут в Коране, Всевышний Аллах повелевает мусульманам в Священной Книге: «Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха» (сура Аль-Бакара (Корова), 196-й аят), «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура Аль-Бакара (Корова), 197-й аят).
Этимология понятия «хадж»
Слово хадж в переводе с арабского языка на русский означает «намерение» или «стремление», «стремление к прославленному», а также «возобновление» и «возвращение».
Термином «хаджи» называют человека, который совершает или совершил хадж. Во время паломничества хаджи обходит вокруг Каабы, затем через какое-то время снова совершает обход, возвращаясь к Каабе снова, а после этого идет в долину Мина, совершает там все необходимые обряды, и после вновь возвращается к Каабе для того, чтобы совершить прощальный обход.
Понятие «хадж» упоминается в Таурате: таким термином называются пляски или хоровод по кругу. Еврейский термин «хаг» соответствует арабскому понятию «хадж».
Хадж как термин в Шариате
Термин «хадж» в Шариате подразумевает действие, которое совершают определенным образом в установленном месте и в установленное время. В Священном Коране указано, что совершать хадж является обязанностью для любого мусульманина, и это подтверждает и сунна Пророка Мухаммада ﷺ, а также единодушно подтверждают мусульманские ученые (улемы).
Хадж следует совершать с начала 12 месяца лунного мусульманского календаря, и этот месяц по этой же причине получил название «зу-ль-хиджжа», что в переводе с арабского означает «обладающий паломничеством».
История обрядов хаджа
Исходя из того, что описывается в мусульманских преданиях, история обрядов хаджа берет свое начало еще от истории о пророке Адаме и его жене Хаве или Еве. Когда они были изгнаны из Рая, встретились они вновь на горе Арафат, а именно стояние на горе Арафат входит в хадж как один из обязательных обрядов.
Также история хаджа восходит своими корнями к истории об Ибрахиме или Аврааме, а также его сыну Исмаилу, в которой рассказывается, что Ибрахим должен был принести своего сына в жертву Всевышнему, но Всевышний Аллах вместо человеческой жертвы, велел принести в жертву животное. Эта история показала не только то, что пророк Ибрахим прошел испытание крепости своей веры, но и то, что, сохранив жизнь сына Ибрахима, Всевышний Аллах показал, что Господу не нужны человеческие жертвы. До Всевышнего Аллаха не доходит мясо или кровь жертвенных животных, но до Аллаха доходит богобоязненность верующих и их искренние намерения.
Современные мусульмане отмечают Курбан-байрам (по-арабски - Ид аль-Адха) или Праздник жертвоприношения на девятый день в месяц зуль-хиджа, и этот праздник присутствует из всех авраамических религий только в исламе. Традиции праздновать этот день были утрачены с течением времени, и только Пророк Мухаммед ﷺ восстановил этот праздник.
Ислам учит мусульман обязанности хотя бы раз в жизни совершить хадж, за исключением тех, которые это делать не в состоянии. Те мусульмане, которые не могут сами отправиться в хадж или паломничество по уважительной причине, то они могут отправить в паломничество другого человека вместо себя. Такого человека называют термином «вакиль аль-хадж», ему оплачивают все расходы, связанные с поездкой.
Суть хаджа
Хадж – это одно из лучших деяний, которые в своей жизни может совершит мусульманин. Об этом сказал Пророк Мухаммед ﷺ, когда ему задали соответствующий вопрос: в ряду лучших деяний мусульманина он назвал сначала веру в Аллаха и Его Посланника, затем борьбу на пути Аллаха и потом «безупречный хадж».
Хадж – это один из видов джихада, а паломники – это гости Аллаха. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, те мусульмане, которые совершают хадж, - это гости Бога, и если они обратятся ко Всевышнему, то Он им ответит, а если они покаются перед Аллахом, то Он их простит.
Совершение паломничества за долги
По словам Абдуллаха ибн Аби аль-Джадаа, когда Посланнику Аллаха ﷺ задали вопрос о том, следует ли человеку, который не знает, как совершить хадж, поскольку у него нет средств, чтобы совершить паломничество, взять в долг для совершения хаджа, Пророк Мухаммад ﷺ ответил отрицательно, что указывает на тот факт, что паломничество нельзя совершать за долги. Несмотря на слабость хадиса, совершать хадж за долги не следует.
По канонам ислама, человек на свое паломничество должен заработать деньги только честным путем, и это относится также к средствам на дорогу, а также проживание паломника во время хаджа и его питание.
Когда и как совершить хадж?
Время, в которое следует совершать хадж, рассчитывают по календарю хиджры или Исламскому календарю лунного года.
Паломничество включает в себя пять дней с восьмого по двенадцатый день месяца Зуль-хиджи, который по исламскому календарю является последним месяцем года. На девятый день мусульмане отмечают «День Арафат», день хаджа.
Количество дней исламского лунного календаря меньше на одиннадцать дней, чем григорианского календаря. По этой причине время хаджа и даты его проведения каждый год меняются, то есть с каждым годом дата приближается примерно на десять-одиннадцать дней. Один раз в тридцать три года выпадает год, в который дважды проводится хадж, и в последний раз такое было в 2006 году.
Вход в ритуальное состояние паломника
Обряды, которые сопутствуют выполнению хаджа и умры, подразделяются на три вида, связанные с понятием состояния ихрама (этот термин переводится с арабского языка как «посвящение»). Состояние ихрама – это состояние духовной чистоты, в которое входит паломник для того, чтобы совершить обряды хаджа. Состояние ихрама требует совершение полного омовения тела паломника, а после - облачения в специальную одежду и соблюдение правил ихрама.
Если верующий вошел в состоянии ихрама, то ему запрещено:
- Заниматься делами и торговлей, а также всем тем, что имеет отношение к мирской жизни;
- Также человек в состоянии ихрама не имеет права вступать в сексуальные связи, ему запрещено жениться или свататься;
- Также обижать кого-нибудь или испытывать и проявлять гнев;
- Паломник в состоянии ихрама не может причинять вред любому живому существу, то есть запрещено убивать животных и даже срывать с деревьев ветки;
- Паломнику в состоянии ихрама запрещено стричься и бриться, стричь также ногти, надевать украшения и применять благовония.
После того, как будет совершено полное омовение или гусль, женщинам мусульманкам следует надеть свободную одежду, а голову покрыть платком так, чтобы только лицо было видно, а одежда должна прикрывать все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Мужчинам предписано надеть два белых покрывала, одно из которых будет закрывать ноги до колен, а второе будет надето на левое плечо. Предназначение таких одеяний – символизировать чистоту помыслов мусульман, совершающих паломничество, а также то, что перед Всевышний Аллахом все равны.
Облачение верующих в одежду ихрам происходит в месте, которое носит название «микат». Микат располагается за четыре километра до того места, где находится Кааба. Современные мусульманские паломники надевают специальные одежды заранее перед тем, как сесть в самолет или непосредственно на борту самолета.
Как совершить хадж: виды паломничества
Хадж подразделяется на несколько разных видов:
- ифрад, когда верующий входит в состояние ихрам для того, чтобы совершить только один хадж;
- таматту, когда паломник входит в ихрам для того, чтобы совершить умру (малое паломничество), а после того, как он совершит все действия, которые связаны с умрой, паломник выходит из состояния ихрам, и снова вступает в ихрам уже в Мекке, когда наступит действие хаджа с восьмого дня месяца зуль-хиджа;
- кыран, когда у паломника соединяются и пребывание в состоянии ихрама для хаджа, и пребывание в ихраме для умры, когда он собирается из миката совершить и умру, и паломничество хадж в любой последовательности.
Мнения мусульманских ученых богословов по данному вопросу расходятся. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ приводят слова Аиши о том, что, когда они вместе с супругом, Пророком Мухаммедом ﷺ, выехали в Мекку для совершения паломничества, часть из тех мусульман, что были с ними, приняли состояние ихрама, чтобы совершить только умру, а часть из них намеревались совершить и умру, и паломничество хадж, и некоторые собирались совершить только хадж. Пророк Мухаммед ﷺ объявил тогда, что намеревается совершить только хадж. Те же, кто собирался совершить и умру, и хадж, до самого дня жертвоприношения из состояния ихрама не вышли.
Ученые богословы ислама не пришли к единому мнению относительно того, какой вид паломничества предпринимать предпочтительнее, но единогласным остается мнение о том, что все вышеупомянутые способы совершения паломничества разрешаются мусульманам. Также среди ученых нет единого мнения относительно того, какой вид совершения паломничества предпочитал Пророк Мухаммед ﷺ.
Правила и обязательные условия хаджа и умры
Совершение хаджа или умры возможно только при соблюдения нескольких обязательных условий:
- человек должен обязательно исповедовать ислам, то есть совершать хадж или умру, может только мусульманин, а немусульманину запрещены оба вида;
- одним из условий для совершения хаджа является булуг или зрелость паломника, который предпринимает паломничество: умра и хадж не обязательны для совершения маленьким детям, для которых еще не наступило время зрелости. Если же ребенок уже разумный и совершил хадж, то он будет засчитан, но всего смысла паломничества ребенок в это время не поймет, так что в будущем ему обязательно следует совершить еще одно паломничество;
- еще одним условием для совершения хаджа является то, насколько здравым рассудком обладает человек, поскольку, только будучи в здравом уме следует совершать хадж, а если умру или хадж совершает человек умалишенный или недееспособный, то такое паломничество будут считать недействительным;
- хуррия или хуррият – еще одно условие совершения хаджа. Этот термин в переводе с арабского означает «свобода» и подразумевает, что человек, являющийся на момент времени хаджа несвободным, то есть раб или заключенный, не обязаны совершать хадж;
- иститаа – еще одно условие для совершения паломничества, которое означает наличие возможности совершения хаджа, поскольку Всевышний Аллах сказал о том, что хадж обязаны совершать те, у кого есть возможность это сделать, и в этой связи иститаат подразделяется на возможность, которая касается как мужчин, так и женщин, и на возможность, которая касается исключительно женщин.
К возможностям, которые относятся одинаково как к мужчинам, так и к женщинам, относят:
- здоровье, поэтому если состояние здоровья человека не позволяет совершать хадж, то он не обязан это делать;
- свобода личности, поэтому если совершение паломничества подразумевает под собой, что человек может быть подвержен опасности попасть в плен или быть захваченным в заложники во время совершения паломничества, то человек не обязан совершать хадж или умру;
- безопасность дорог;
- наличие у паломника транспорта для достижения места совершения паломничества - Мекки.
К возможностям, которые относятся исключительно к женщинам, являются:
- наличие на время паломничества сопровождающего лица мужского пола, который может быть супругом или близким родственником женщины, которому запрещено жениться на этой женщине (дядя, отец, брат, сын).
- идда - еще одно условие для хаджа, касающееся исключительно женщин: так называют период времени, на протяжении которого женщина не может вновь выйти замуж, и паломничество в течение этого времени совершать ей так же нельзя. Идда во время траура продолжается 4 месяца и десять дней, а во время бракоразводного процесса 3 месяца, как это указано в Священном Коране.
По мнению части мусульманских богословов, женщина должна совершать паломничество в сопровождении мужчины махрама. Но есть и такие, которые придерживаются мнения, что в составе женской группы паломников женщина тоже может отправляться в паломничество.
В современном мусульманском мире визы тем женщинам, которым нет еще сорока пяти лет, если у них нет сопровождающего, не выдаются посольством Саудовской Аравии.
Столпы хаджа
Мусульманские ученые богословы из ханбалитского и маликитского мазхабов считают, что есть четыре столпа хаджа, которые следует обязательно выполнить, чтобы хадж был засчитан как действительный.
Столпы хаджа:
- Аль-ихрам – это оглашение намерения, когда верующий сообщает о том, что намеревается приступить к тому, чтобы исполнить обряд хаджа.
- Таваф аз-зияра или таваф аль-ифада – это ритуал обхода вокруг Каабы, который следует сделать семь раз.
- Вукуф би-Арафа – это обряд стояния в соответствующее время на горе Арафат.
- Сай байна ас-Сафа ва аль-Марва – это обряд, суть которого заключается в беге меж двумя холмами - аль Марва и ас-Сафа.
По мнению ученых ханафитского мазхаба, у хаджа всего два столпа, Арафат и таваф, и если их не совершить, то хадж посчитают недействительным, а обязательным при выполнении хаджа является:
- оглашение намерения или ихрам,
- таваф в той форме, когда столпом хаджа является четырёхкратный обход вокруг Священной Каабы, а еще три раза - это обязательные действия или ваджиб,
- сай – это ваджиб, то есть действие, которое следует обязательно выполнить, когда совершаешь хадж,
- Арафат является именно столпом хаджа.
По мнению шафиитов, мнение ученых ханбалитского и маликитского мазхаба верное, но шафииты добавляют к столпам хаджа еще два:
- после того, как будет совершен столп Арафат, и после того, как истечет вторая половина времени «ночи жертвоприношения», паломник должен удалить со своей головы три волоса либо полностью, либо частично;
- ихрам должен быть совершен перед всеми остальными действиями, выполнить стояние на Арафате следует до того, как будет совершено действие таваф и удаление волос с головы, а также таваф должен быть совершен перед действием сай, и только при соблюдении такой последовательности хадж будет являться действительным.
Последовательность хаджа
1. Войти в ихрам
Мусульмане проходят микат, то есть специально отведенное место, которым обозначена граница территории, вход на которую возможен только в состоянии ихрам, затем произносят намерение совершить паломничество, а затем говорят тальбийа: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!».
2. Первый раз паломник обходит вокруг Священной Каабы в седьмой день зуль-хиджа. Мусульмане, совершающие хадж, должны войти в Масджид аль-Харам, будучи босыми, пройдя через Баб ас-Салам или Врата мира с правой ноги. После этого паломник должен проследовать к «Черному камню» и коснуться его рукой или поцеловать.
3. Далее совершают Сай, то есть бег между холмами Марва и Сафа семь раз. Далее мусульмане, совершающие хадж, направляются к священному колодцу, который носит название Замзам, и пьют эту воду.
4. Центральный обряд всего хаджа или Вукуф (молитвенное стояние в долине Арафат) совершают на девятый день хаджа. Стояние начинают в полдень сразу после того, как Солнце пройдет точку зенита, а завершается стояние перед закатом солнца.
5. На десятый день хаджа мусульмане, совершающие хадж, направляются в долину Мина, и там происходит бросание семи камней, которые были подобраны в Муздалифе. Камешки следует кидать в один из трех столбов, последний, джамрат аль-акаба, который символизирует Сатану, преграждавшего дорогу пророку Ибрахиму. Так совершают обряд побивания камнями Шайтана, и мусульмане, кидая камни, посвящают себя мысленно Всевышнему Аллаху, обещая, что приложат все усилия для того, чтобы изгнать из своей жизни нечестие и дьяволов.
6. Праздник Курбан-байрам начинается в этот же день: мусульмане, совершающие хадж, совершают жертвоприношение, после чего волосы или сбривают, или подстригают коротко, а бороды укорачивают.
7. После этого совершают таваф аль-вада или «прощальный» обход вокруг Каабы.
На протяжении трех дней после этого, с одиннадцатого по тринадцатый день включительно, мусульмане также совершают жертвоприношения и приходят в долину Мина, также бросают камни, но уже в каждый из трех столбов, которые называются джамрат аль-акаба, джамрат аль-вуста и джамрат аль-ула.
Заканчиваются обряды хаджа в четырнадцатый день месяца зу-ль-хиджжа. В этот день мусульмане, совершающие паломничество, могут выйти из состояния ихрам.
Многие из паломников после того, как будет завершен хадж, отправляются посмотреть те места, которые в Мекке связаны с жизнью и деятельностью Пророка Мухаммада ﷺ. Паломники могут отправиться в Медину, чтобы увидеть могилу Пророка Мухаммада ﷺ. Также паломники могут посетить город Таиф, в котором Пророк Мухаммед ﷺ укрывался от курайшитов, которые его преследовали – мечеть дяди Пророка Мухаммада ﷺ Аббаса расположена также в этом городе, и в ней паломники могут совершить совместную молитву. В Медине паломники могут посетить Масджид ан-Наби или Мечеть Пророка, которая является второй по значению мечетью после Запретной Мечети. Усыпальница Пророка Мухаммада ﷺ располагается в юго-восточной части мечети, и у могилы его мусульмане произносят приветствие.
Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка ﷺ — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда ﷺ и могилы праведных халифов Абу Бакра и Умара.
Также паломники могут посетить мечеть Куба и мечеть ат-Таква или мечеть двух кибл. Пророк Мухаммад ﷺ наставлял мусульман совершить ритуальное омовение в том месте, где они проживают, и потом только идти в мечеть Куба, и эту мечеть Пророк Мухаммад ﷺ посещал сам, когда жил в Медине. Мечеть ат-Таква знаменита своими двумя михрабами, то есть нишами, которые указывают на киблу: в мечети ат-Таква один михраб указывает на Мекку, а другой – на Иерусалим, в котором находится третья святыня мусульман - мечеть Аль-Акса.
Также мусульмане могут посетить кладбище Джаннат аль-Баки: на этом кладбище похоронены члены семьи Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижники.
Комментариев пока нет.