Эпоха праведных халифов
На заре своей истории мусульманская история прошла через период, который позже получил название «эпоха праведных халифов». Праведные халифы – это четыре халифа, те, кто стал первыми преемниками Пророка Мухаммада ﷺ и возглавили мусульманскую общину. Само слово «халиф» в переводе означает «наместник». По данным истории мусульманской веры, четыре праведных халифа или первые главы мусульманской общины, которые вступил на этот пост после того, как ушел Пророк Мухаммад ﷺ, были идеальными правителями. Это подтверждается и рядом исторических фактов: в эпоху праведных халифов значительно расширились границы государства, был утвержден текст Корана, который был признан каноническим, а также была окончательно сформирована не только система мусульманского права и предания, но и система управления мусульманской общиной. Этих четверых праведных халифов звали Абу Бакр, Умар, Усман и Али.
Абу Бакр ас-Сиддик - первый халиф
Праведный халиф Абу Бакр, которого называют «правдивым».
Абу Бакр ас-Сиддик был первым преемником Пророка Мухаммада ﷺ после его смерти – именно к нему перешла власть над общиной мусульман. Абу Бакр был близким другом и сподвижником Мухаммада ﷺ, который был женат на его дочери Аише, то есть Абу Бакр приходился Мухаммаду ﷺ также тестем. Абу Бакра называют первым из праведных халифов. Поначалу, приняв руководство мусульманской общиной, Абу Бакр даже не подумал изменить привычный уклад жизни: он все также пас овец, торговал на базаре одеждой, но со временем он понял, что ему придется целиком сосредоточиться на своей должности.
Он жил в период с 572 по 634 гг. После вести о смерти Пророка Мухаммада ﷺ арабские племена подчиняться Абу Бакру не захотели, некоторые даже решили вернуться к язычеству, и новый халиф должен бы найти способ принудить их к покорности.
На начало эпохи праведных халифов пришлось подчинение халифатом всего Аравийского полуострова, разгром «лжепророков» и язычников, а также начало завоевания Ирака и Сирии. Позже была завоевана вся Персидская империя. Завоевательные походы начались уже при первом праведном халифе. Тому нимало способствовала и международная обстановка, которая была очень благоприятной для распространения ислама в соседних государствах.
И Византия, и Персидская империя были ослаблены войнами между собой, их силы были истощены. Абу Бакр умер, как гласят некоторые источники, от простуды, как раз в тот момент, когда арабами под командованием Халида ибн аль-Валида вовсю велась активная осада Дамаска – это был август 634 года. Абу Бакр дожил до преклонного возраста, а перед смертью сам назвал своего будущего преемника, которому присягнули все его поданные.
Умар ибн аль-Хаттаб - второй халиф
Преемником Абу Бакра и вторым праведным халифом стал Омар I или Умар ибн аль-Хаттаб. Он также приходился Мухаммаду ﷺ тестем и являлся его сподвижником. Умара называли аль-Фарук, что переводилось как «различающий истину», его запомнили как мудрого и сильного правителя. При нем в эпоху праведных халифов государство росло и прирастало, он проявил себя как хороший законник и талантливый политик. Он жил в период с 585 по 644 год, и к его заслугам следует причислить победу над византийцами, создание законов о трактовке в стране иудеев и христиан.
Преемник Абу Бакра был благочестив и богомолен, скромен, как и первый праведный халиф, но Омар был более активен, нежели его предшественник. Он требовал от своих поданных такого же поведения. Умар правил десять лет, и за это время мусульманское государство окончательно сформировалось, приняло такую форму, которая не менялась потом на протяжении многих веков. Им была учреждена система налогообложения, которая предполагала уплату всеми жителями хараджа или поземельной подати. Также иноверцы должны были заплатить и дзижью или подушный налог. Налоги у арабов были намного мягче, чем у тех же византийцев, но в результате внедрения такой системы налогообложения стало возможным даже выплачивания армии жалованья, которая до этого существовала только за счет собственной военной добычи. С этого момента все земли, что были завоеваны арабской армии, стали называть государственными, а от государства деньги имели право получать те, кто был включен в списки министерств - диванов.
Умар ибн аль-Хаттаб является автором системы военной и гражданской власти. При нем же были введены единые меры веса и длины и календарь по Хиджре, начато строительство мечети на том месте, где стоял Иерусалимский храм.
Смерть, которой умер Умар, была насильственной. Находясь в мечети, Умар был ранен во время молитвы иранским рабом по имени Файруз. Это произошло в 644 году 3 ноября. После того, как Файруз смертельно ранил кинжалом правителя, он начал прорываться к выходу из мечети, и по дороге убил и ранил еще больше десятка человек, а затем покончил с собой, поняв, что спастись ему не удастся.
Но перед смертью умирающий Умар успел назначить преемника во время экстренного заседания Совета, который был учрежден тут же специально для избрания нового правителя. Этот совет или «шура» состоял из шести наиболее знатных курайшитов. Этот совет после совещания принял решение сделать новым правителем омейяда Османа ибн Аффана.
Усман ибн Аффан - третий халиф
Праведный халиф Усман ибн ‘Аффан, которого называли «обладателем двух сияний».
Преемником Умара был назначен Усман ибн ‘Аффан или Осман. Усман прожил с 575 по 656 год, продолжив эпоху праведных халифов, а ранее был соратником Пророка Мухаммада ﷺ и его зятем – две дочери Пророка Мухаммада ﷺ были женами Усмана в разное время.
В период его правления был окончательно сформирован и принят канонический текст Корана.
Границы государства к середине праведной эпохи расширились, и территория государства теперь простиралась от земель Северной Африки до самого Закавказья. Усман принял решение объявить большую часть земель Ирака, Сирии и Египта государственными, а крестьянам был присвоен статус наследственных арендаторов, которым полагалось выплачивать поземельную подать. После ряда завоеваний новых земель на захваченные территории начали переселяться арабы, и в Сирии и Ираке стала происходить арабизация. Арабизация распространилась и на территорию Северной Африки и Египта, но совершенно не затронула Среднюю Азию, Иран и Закавказье.
По указу Усмана были собраны все откровения Пророка Мухаммада ﷺ, которые стали основой первого официального канонического текста Корана, который был составлен специальной комиссией. Этот текст был признан единственно верным.
Усман был повелителем верующих в течение двенадцати лет. В течение первых шести лет люди не имели никаких претензий к нему, и курайшиты даже любили его больше, чем Умара ибн аль-Хаттаба, потому что Умар был суров к ним, а Усман проявил мягкость и стал поддерживать с ними более тесные связи.
В мусульманском обществе появилось новое поколение, готовое занять своё место под солнцем. Это было уже не поколение сподвижников, и жили представители этого поколения не в ту эпоху, на которую пришлась жизнь абсолютного большинства сподвижников.
Вера этого поколения была много слабее веры первого поколения мусульман, которое вынесло ислам на своих плечах и построило исламское государство. То, первое поколение отличали сила веры, правильное понимание сути исламских убеждений и полная готовность покориться установленному исламом порядку, представленному Кораном и Сунной.
В новом поколении ярче обозначились корыстные интересы, национализм, племенной фанатизм. Сподвижники не создавали поводов для возникновения смут, но чем больше времени проходило после кончины Посланника Аллаха ﷺ, тем больше разногласий возникало внутри мусульманского общества, тем сильнее и яснее обозначался наметившийся раскол. Представители этого поколения перестали понимать представителей поколения сподвижников. Поэтому уклонившиеся от прямого пути люди из числа представителей нового поколения присоединились к разжигателям смуты.
Из тех, кто был враждебно настроен по отношению к Усману – были шииты («шиа» в переводе означает «группировка»), а затем превратились в отдельное направление в исламе. Шииты выступали за то, что во главе Халифата должен стоять Али, зять Пророка ﷺ, а после того, как он покинет этот мир, власть должна перейти к Алидам, то есть его родственникам, потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ через его дочь Фатиму. Это касается как духовного главы или имама, так и политического главы.
Правитель пал от рук убийц, когда на него совершили нападение арабы и послы из Египта, которые были недовольны его правлением. В тот момент в Медине появились сразу несколько групп недовольных граждан, из Куфы, Басры и Египта, и начали требовать сместить наместников Усмана. В день 20 июня 656 г.х. группы недовольных подожгли ворота его дома, ворвались к нему на подворье. Усман повелел, чтобы его сподвижники и рабы ничего не предпринимали, убедил своих защитников, чтобы они остановились и покинули дом.
Когда же в доме остался только он сам и его семья, он открыл дверь, развернул Коран и начал читать его. В это время Усман соблюдал пост.
Один из бунтовщиков вошел в его дом и ударил Усмана мечом. Кровь из его раны оросила Коран, который лежал перед ним, и попала как раз на слова Аллаха: «Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (2:137). По самой вероятной из версий на момент смерти Усману было восемьдесят два года.
В тот день в доме было убито четыре человека – сам Усман, Наджих, а также двое преступников – Кутайра и Саудан. Дом подвергся грабежу со стороны преступников: они забрали даже то, что было надето на женщинах. После того, как преступники ограбили дом Усмана, они добрались и до государственной казны.
Али ибн абу Талиб - четвертый халиф
Последний представитель эпохи праведных халифов Али – представитель рода Пророка ﷺ.
Четвертым праведным халифом, после убийства халифа Усмана, стал Али ибн Абу Талиб. Когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Он стал последним представителем эпохи праведных халифов. Али был знаменитым оратором и видным исламским богословом. Мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
Из всех четверых праведных халифов он – единственный, кто приходился родственником по крови Мухаммаду ﷺ, поскольку являлся его двоюродным братом. Шииты, опираясь на этот факт, объявляют всех правителей, которые были до него, узурпаторами, и считают Али не четвертым «праведным халифом», а первым. Рафидиты приписывают ему вымышленные достоинства, хотя у него достаточно настоящих.
Не все согласились признать Али правителем: ему на верность отказались присягать даже старые сподвижники Пророка ﷺ, но поначалу не противодействовали ему. Сын Умара Абдулла также отказывался присягнуть Али, поскольку заявлял, что выборы нового правителя прошли неправильно. В Мекку прибыла вскоре и вдова Пророка ﷺ Аиша. Мекканское войско встретилось с армией Али под городом Басрой, там же состоялась знаменитое сражение «при верблюде», на котором в паланкине сидела Аиша. Но битва закончилась поражением войска Аишы.
Также Али сумел разгромить силы хариджитов в 38 г.х. в месяц сафар – это было сражение при Нахраване, и часть тех хариджитов, что остались в живых, долго не сдавались победителю.
Построив коварный план, хариджиты вознамерились совершить покушение на праведного халифа, и хариджит Абд ар-Рахман ибн Мулджам ранил халифа отравленным клинком непосредственно во время утреннего намаза. В тот же роковой день в Куфе было запланировано покушение и на Шама Му‘авийу ибн Абу Суфйана, и на Амра ибн аль-Аса, его наместника в Египте, но Му‘авийа был несмертельно ранен, а Амра заслонил собой его помощник. Али ибн Абу Талиб, четвертый праведный халиф, через два дня скончался. Вопрос о преемнике остался открытым, и мусульманам предстояло решить участь власти, избрав кандидатуру правителя. Сторонники халифа предложили на пост правителя его сына Аль-Хасана ибн Али. Аль-Хасан сразу понял, что ситуация в государстве складывается не в его пользу, поэтому попытался наладить отношения с Му‘авией и начал переговоры о том, чтобы начать ему передачу власти. Му‘авия прибыл в Куфу в 41 г.х., где ему передал все полномочия Аль-Хасан, а сам уехал в Медину с братом аль-Хусайном.
Этим событием завершилась эпоха Праведных халифов, халифат превратился в монархическое государство. Му‘авия, прийдя к власти, стал основателем династии Омейядов, и эта династия правила почти сто лет.
Комментариев пока нет.