Аиша жена Пророка Мухаммеда ﷺ
- Айша в исламе
- Помолвка и свадьба
- Характер
- Клевета и обвинения против Аиши
- Смерть Пророка Мухаммада ﷺ
- Заговор против Усмана и противостояние с Али
- Деятельность на пути распространения исламский знаний
Третью жену Пророка Мухаммеда ﷺ звали Аиша бинт Абу Бакр. У Мухаммеда ﷺ был самый близкий друг и сподвижник Абу Бакр, и на его дочери Аише Пророк ﷺ женился.
Айша бинт Абу Бакр была женщиной умной и праведной, отличалась особой религиозностью. После любимой первой жены Пророка Мухаммеда ﷺ Хадиджи Аиша была на втором месте, сам Посланник Аллаха ﷺ называл её любимой женой.
Аиша будучи женой Пророка Мухаммеда ﷺ собрала множество хадисов и выступила одним из главных передатчиков хадисов, касающихся темы личной жизни Посланника Аллаха ﷺ в браке, семейных и бытовых вопросов.
Аишу, как и других жён Пророка Мухаммада ﷺ называли благородным и почтенным титулом "мать правоверных".
Помолвка и свадьба
Частой темой для вопросов и обсуждений является ранний возраст Айши бинт Абу Бакр, когда Пророк Мухаммед ﷺ женился на ней. Различные источники представляют отличающиеся варианты того, сколько Аише было лет на момент заключения брака с Посланником Аллаха ﷺ . Из всех источников наиболее достоверным признают тот, который указывает, что Пророк Мухаммед ﷺ женился на Аише, когда она была в девятилетнем возрасте. Для современного общества такой ранний возраст замужества может выглядеть странно, но во времена зарождения ислама выдавать девушку замуж в возрасте девяти лет было обычной и нормальной практикой, тем более что Аиша опережала своих сверстниц умственно и физически не по годам.
После заключения брака Посланник Аллаха ﷺ поселил свою молодую жену в своём доме, который располагался рядом с мечетью. Между супругами были взаимопонимание и любовь. Аиша была образованной девушкой: её отец Абу Бакр уделил много времени воспитанию и обучению дочери, поскольку и сам являлся образованным и талантливым человеком, слыл знатоком поэзии, истории древней арабской цивилизации и генеалогии, а Пророк Мухаммад ﷺ научил жену читать Коран.
Характер
Обладая пытливым умом и будучи любознательной девушкой, Аиша старалась спрашивать у Посланника Аллаха ﷺ обо всём, что её интересовало в вопросах ислама, и постепенно она достигла такого уровня понимания Сунны и Священной Книги Коран, что немногие сподвижники Посланника Аллаха ﷺ могли бы с ней сравниться в этих познаниях.
Айша обладала ревнивым характером, но поддерживала хорошие отношения с остальными супругами и детьми Посланника Аллаха ﷺ. Приводится случай, когда она встала на защиту одной из жён Пророка Мухаммеда ﷺ по имени Зайнаб бинт Джахш, хотя ранее после ссоры не разговаривала с этой женой в течение нескольких месяцев, будучи в обиде на Зайнаб.
Аиша поддерживала дружеские отношения с одной из дочерей пророка Мухаммеда ﷺ, которую звали Фатима, и даже участвовала в подготовке приданого, когда Фатима собралась выйти замуж, Аиша принимала активное участие в подготовке дома к свадьбе.
Клевета и обвинения против Аиши
Однажды Аише пришлось испытать на себе козни недругов, которые вознамерились оклеветать жену Пророка ﷺ. Сопровождая Посланника Аллаха ﷺ в путешествии, Аиша потеряла украшение на стоянке каравана. Это украшение ей подарила мать Умм Руман в качестве свадебного подарка. Она отправилась искать подарок матери, но караван продолжил свой путь, и то, что Аиша покинула паланкин, осталось незамеченным.
Когда же Аиша нашла пропажу, караван успел уже далеко отойти и был на пути в Медину. У женщины не было иного выхода, как оставаться на месте и ждать, пока кто-нибудь из каравана вернётся за ней. У каждого каравана был специальный человек, обязанностью которого было возвращаться и собирать те вещи, которые участники каравана могли забыть на месте привала. В день, когда происходили эти события, такая обязанность была возложена на Савфана ибн Муаттала, имевшего репутацию человека редкой доблести и чести.
Сафван вернулся на место стоянки, и нашёл Аишу. Усадив её на своего верблюда, доставил женщину к её супругу, а сам весь путь прошёл пешком, держа верблюда за узду. Увидев это, сестра одной из жён Пророка Мухаммеда ﷺ, которую звали Хамна, а также Абдуллах ибн Убай, стали распространять злые сплетни, намекающие на неверность Аиши своему супругу и её измену с ибн Муатталом.
Поскольку после похода Аиша заболела и слегла, распространяющиеся сплетни только ухудшили её состояние. Посланник Аллаха ﷺ не спешил делать выводы и спросил совета у Али и Усамы ибн Зайда. Зайд сразу же положительно отозвался о жене Посланника ﷺ, а Али ибн Абу Талиб предложил Посланнику Аллаха ﷺ узнать о жене у её прислуги. Прислуга Аиши также положительно охарактеризовала свою хозяйку, а затем и супруга Пророка Мухаммеда ﷺ Зайнаб тоже отозвалась о ней хорошо. Аиша провела дни своей болезни в молитвах, прося у Всевышнего подать знак о том, что она невиновна в том, в чём её обвиняют. В ответ на мольбу Аиши, Всевышний Аллах ниспослал Пророку Мухаммеду ﷺ аяты, которые оправдывали её честь. В этих аятах также было сказано о том, какому суровому наказанию должны быть подвергнуты клеветники: если те, кто обвиняет женщину в неверности, не смогут привести четырёх свидетелей, которые бы подтвердили их слова, то таких клеветников следует высечь восемьдесят раз, и не принимать их свидетельства, поскольку это свидетельства нечестивцев.
Смерть Пророка Мухаммада ﷺ
Когда Пророк ﷺ смертельно заболел он ﷺ предпочел находиться со своей любимой женой Айшей. Она ухаживала за своим супругом в ее доме, помогая ему ﷺ в необходимой помощи. Аише было восемнадцать лет, когда умер её муж Пророк Мухаммад ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ оставил завещание, следуя которому его похоронили в Медине, на месте своей кончины, под домом Аиши. Место, где был захоронен Пророк Мухаммед ﷺ, позже охватила мечеть Пророка в ходе её расширения.
Аиша после смерти и похорон Пророка Мухаммада ﷺ продолжала ложиться спать в своей комнате, которая была расположена над могилой Пророка Мухаммада ﷺ, до тех пор пока Посланник Аллаха ﷺ не приснился ей однажды, и только после этого Аиша стала жить в другой комнате. После смерти своего мужа Пророка Мухаммеда ﷺ, Айша никогда не выходила замуж, оставаясь вдовой.
Заговор против Усмана и противостояние с Али
Когда халиф Усман пал от рук убийц, это сильно опечалило Аишу: она добивалась того, чтобы убийцы Усмана были найдены и наказаны. Став четвёртым халифом, Али ибн Абу Талиб выжидал удобного момента для того, чтобы иметь возможность наказать убийц Усмана.
Всё это вылилось в противостояние между Аишей и Али. Когда же это движение, на стороне которого оказалась Аиша, было разгромлено, Аишу и её брата сослали в Мекку, воздав ей необходимый почёт. Также Али приказал отпустить и всех остальных участников движения. Аиша назвала произошедшее семейной ссорой и заявила, что Али ей не враг и она считает его праведным человеком.
Деятельность на пути распространения исламский знаний
В роли передатчика хадисов Аиша оставила две тысячи двести десять хадисов на тему семейной жизни Пророка Мухаммеда ﷺ и бытовых вопросов. Знания, переданные в этих хадисах, были почерпнуты ею непосредственно от первоисточника. Оставшуюся часть жизни Аиша провела, занимаясь наставнической деятельностью: у неё обучались основам ислама люди самых разных возрастов, она до сих пор является любимицей мусульман, которые называют её «правдивая» и «мать правоверных».
Аиша бинт Абу Бакр умерла, когда ей шёл шестьдесят седьмой год. После смерти её похоронили в Медине на кладбище Джаннат аль-Баки.
Сообщается, что Айша сказала: «Когда девочка достигает 9 лет, она становится женщиной». Привел ат-Тирмизи.
Имам аш-Шафии говорил: «В Йемене я видел девятилетних девочек, многие из которых испытывали месячные».
К сожалению, не можем подтвердить эту информацию.
Во-первых, мы верим достоверным сообщениям, которые передали наши великие ученые, и принимаем их без сомнения.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мой брачный договор с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, был заключён, когда мне исполнилось шесть лет. Потом мы приехали в Медину и остановились (в квартале) бану аль-харис ибн хазрадж. После этого я заболела, и у меня выпали волосы, а потом они снова отросли. (Однажды, когда) я качалась на качелях вместе с моими подругами, моя мать Умм Руман пришла ко мне и громко позвала меня, а я подошла к ней, не зная, чего она хотела. Она взяла меня за руку и привела к дверям дома. Я тяжело дышала, а когда моё дыхание стало успокаиваться, она взяла немного воды и протёрла мне лицо и голову, после чего ввела меня в дом. В этом доме находились женщины из числа ансаров, которые стали говорить: “(Желаем тебе) блага, благословения (Аллаха) и удачи!” И (моя мать) передала меня (этим женщинам), которые приготовили меня (к свадьбе), а утром пришёл Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (моя мать) передала меня ему, а было мне тогда девять лет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Во-вторых, нет ничего удивительного в том, что Пророк жил со своей супругой, которой было 9 лет, так как известно, что в жарких регионах девушки взрослеют быстрее.
Сообщается, что Айша сказала: «Когда девочка достигает 9 лет, она становится женщиной». Привел ат-Тирмизи.
Имам аш-Шафии говорил: «В Йемене я видел девятилетних девочек, многие из которых испытывали месячные».
В-третьих, Пророк является величайшим человеком, который никому не причинял не справедливости, и даже многобожники признавали это. И никто из его современников, даже из его врагов, не критиковал его за брак с Айшой.
В-четвертых, Айшу выдал замуж за Пророка самый здравомыслящий и праведный человек, это ее отец, который желал ей лишь благо, и Айша была счастлива в браке с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
А тот, кто порицает Пророка за этот брак, преследует лишь дискредитацию религии Аллаха.
Аллаху а’лям!