Праздничный намаз

праздничный намаз

  1. Что такое праздничный намаз
  2. Дни совершения двух праздничных намазов
  3. Когда совершается праздничная молитва?
  4. Коран о праздничных молитвах
  5. Традиции праздников
  6. Место совершения
  7. Особенности дней праздника и действия до и после праздничного намаза
    1. Завтрак в праздничные дни
    2. Желательные и обязательные действия перед праздничным намазом
    3. Произнесение такбиров
  8. Порядок совершения праздничного намаза
    1. Из скольких ракятов состоит праздничный намаз?

Праздничный намаз или ид-намаз, салят уль-ид – это молитва, которую мусульмане совершают в дни основных мусульманских праздников, то есть в дни Ураза-барам и Курбан-байрам. Эти два праздника также называют Идейн. Такая молитва также называется «ид намаз», поскольку слово «ид» ведет свое происхождение от слова «ауд», которое в переводе означает «возобновление» или «возвращение». Связывает эти два понятия тот факт, что мусульмане радуются наступлению праздников, и каждый год в эти дни радость возвращается в их дома.

Ид намаз совершают все мусульмане мира, но по требованиям разных мазхабов выполнение такой молитвы может быть как обязательным, так и желательным. Ханафиты требуют обязательное соблюдение праздничной молитвы как ваджиб, то есть обязательное действие, а представители шафиитского и маликитского мазхабов читают, что совершение такой молитвы – это сунна-муакадда. Ханбалиты же придерживаются мнения, что совершение молитвы в праздник – это фард.

Дни совершения двух праздничных намазов

Ид намаз совершают в течение:

  • первого дня мусульманского месяца шавваль, когда мусульмане всего мира отмечают праздник Ураза байрам или Праздник Разговения, в этот день оканчивается священный месяц Рамадан;
  • десятого дня мусульманского месяца зуль-хиджа, когда мусульмане всего мира отмечают праздник Курбан байрам или Праздник Жертвоприношения, в этот день заканчивается обряд Хаджа.

Когда совершается праздничная молитва?

Совершение праздничного намаза следует начинать через полчаса после того, как взойдет солнце: с этого момента принято читать намаз духа – это период от того момента, когда солнце поднимается на высоту копья, он наступает после восхода солнца через десять-пятнадцать минут, а заканчивается время для праздничного намаза тогда, как начинается зухр намаз.

В хадисе, переданном Абу Даудом и Ахмадом, приводится случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ всадники, вернувшиеся из поездки, сообщили, что увидели в небе молодой серп месяца, и тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал мусульманам, чтобы они начали разговение, а после сказал, чтобы утром мусульмане собрались всем вместе, чтобы совершить коллективную молитву.

Коран о праздничных молитвах

Как сказано Всевышним Аллахом в суре «Высочайший» Священной Книги Коран: «преуспел тот, кто очистился, поминал имя Господа своего и совершал намазы». Всевышний Аллах велит в Коране мусульманам ради Всевышнего совершать намаз и закалывать жертву.

По мнению ряда ученых богословов, в суре «Высочайший» Священной Книги Коран сказано именно о празднике Ид-аль-фитр, и слова «преуспел, кто очистился» сказано о выплате закята, под поминовением имеется в виду возвеличивание Всевышнего Аллаха в ночь накануне праздника Ид аль-фитр, а под совершением намаза подразумевается совершение праздничного намаза.

В суре Корана «Обильный» сказано, по мнению мусульманских учёных, о празднике Ид аль-адха, там также есть слова о совершении намаза ради Всевышнего, что подразумевает ид-намаз, и есть слова о закалывании жертвы, что указывает на праздничное жертвоприношение.

Традиции праздников

праздничный намаз в Москве
праздничный намаз в Москве

После переселения Пророка Мухаммада ﷺ в Медину из Мекки ансары стали праздновать в течение года только два праздника, которые перешли к ним еще из периода джахилии. Всевышний Аллаха сменил эти праздники на Ид аль фитр и Ид аль адха, и эти праздники стали олицетворять окончание хаджа и поста в месяц Рамадан, и эти праздники являются не только двумя великими видами поклонения Всевышнему Аллаху, но входят в два столпа ислама.

Приводится случай, когда по прибытии в Медину Пророка Мухаммада ﷺ жители Медины веселились и развлекались в течение двух дней, и Посланник Аллаха ﷺ поведал им о том, что вместо этих двух дней Всевышний Аллах даровал людям Праздник разговения и Праздник жертвоприношения, Ураза-байрам и Куран-байрам.

Место совершения

Совершают ид-намаз в таком же месте, в каком совершал его Пророк Мухаммад ﷺ – открытом, ведь упоминается в хадисах, переданных в сборниках Бухари и Муслима, что Пророк Мухаммад ﷺ в Праздник Разговения Ураза-байрам и в Праздник Жертвоприношения Курбан-байрам сначала шел на специальное место для совершения молитвы, а потом поворачивался лицом к сидящим за его спиной рядами мусульманам и начинал читать им проповедь, а затем разъяснял интересующие их вопросы и давал необходимые указания. Упоминается также, что это место, в котором совершал молитву Пророк Мухаммад ﷺ, располагалось не в городе: Посланник Аллаха ﷺ вместе с мусульманами направлялся за город, располагался на открытом месте, и такой выбор места подчеркивал праздничную атмосферу этого дня.

В праздновании Ураза-байрам и Дня Жертвоприношения принимали участие мусульмане всех возрастов, как мужчины, так и женщины, дети и старики. Праздничные молитвы в дни Ид аль фитр и Ид аль адха совершали коллективно на открытом месте, и такие молитвы являются своеобразными символами единения мусульман, показывая силу единства ислама.

Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али также совершали ид-намаз в дни Ураза байрам и Курбан байрам вместе с народом на открытом месте. По мнению ряда ученых, молитву в праздники предпочтительнее совершать в мечети, если нет возможности выйти на открытое место, поскольку оно располагается очень далеко или препятствует тому плохая дождливая погода. В период правления халифа Усмана жители Медины, если праздничный день выдавался дождливым, совершали такую коллективную молитву в мечети.

В праздничной молитве принимают участие все мусульмане общины. Передается со слов Умм Атыйа, что в дни этих праздников следовало выходить на улицу всем мусульманам, и даже те девушки, которые были не замужем, а также те женщины, у кого как раз в этот день шли месячные, тоже приходили к месту совершения праздничной молитвы, хотя и вставали позади всех молящихся, но также произносили такбир и обращались к Всевышнему Аллаху с молитвой.

Особенности дней праздника и действия до и после праздничного намаза

Посланник Аллаха ﷺ в день Ид аль адха (Праздник Жертвоприношения) или Курбан-Байрам торопился совершить поскорее праздничный намаз, но в день Ид аль фитр или Ураза-байрам он не спешил совершить ид-намаз. По мнению ученых, так поступал Посланник Аллаха ﷺ по причине того, что в день Курбан-Байрам жертвоприношение следует совершить в начале дня, поэтому Пророк Мухаммад ﷺ старался сделать так, чтобы все мусульмане успели сделать это.

Завтрак в праздничные дни

  • Мусульманину следует позавтракать перед тем, как начинать совершать молитву в праздник Иду-аль-фитр (Ураза-Байрам).
  • Перед тем, как начинать праздничный намаз в праздник Иду-аль-адха (Курбан-Байрам) мусульманину лучше не кушать.

В качестве примера ссылаются на хадис, переданный Ахмадом и Ат-Тирмизи, в котором указано, что Пророк Мухаммад ﷺ в День Разговения сначала завтракал, и только потом выходил из дома, а в день Праздника Жертвоприношения сначала совершал праздничную молитву, и только потом завтракал.

Желательные и обязательные действия перед праздничным намазом

  1. Мусульманам следует отправляться на праздничный намаз пешком, поскольку это соответствует Сунне, как говорил Али в хадисе, переданном Ат-Тирмизи.
  2. Молящиеся должны отправиться пораньше, имея стремление занять место в первом ряду и заработать награду от ожидания намаза.
  3. Также является Сунной то, что по пути к месту совершения намаза мусульманину следует произнести такбир (слова "Аллаху Акбар") много раз, а также другие зикры.
  4. Перед тем, как идти на праздничный намаз, мусульманам следует помыться, одеться в красивую и чистую одежду, мужчинам следует также умастить себя благовониями.
  5. Мусульманам во время пути к месту проведения праздничного намаза, как и в любой другой день, нельзя быть высокомерными, необходимо проявлять смирение перед Аллахом, а женщины мусульманки должны вести себя скромно, не использовать духи и прочий парфюм при выходе из дома, а также выбирать такую одежду, которая не привлекала бы внимания.
  6. Имаму следует на праздничный намаз выходить из дома позже, чтобы прийти к началу хутбы, как это следует делать и к пятничному намазу, но это не относится к тем случаям, когда у имама есть опасения, что что-то может задержать его и помешать ему прийти вовремя.
  7. Ряд ученых придерживается мнения, что имаму потому не следует приходить заранее перед молитвой, что люди, увидев появление имама, прекращают произносить такбир – так происходило с некоторыми сподвижниками, поэтому имаму желательно не находиться перед началом молитвы вместе с остальными молящимися, это будет больше соответствовать статусу имама.
  8. Имам должен надеть на праздничный намаз лучшую одежду из той, что у него есть, но одежда должна быть не настолько роскошной, чтобы это не расстраивало бедных мусульман и не отталкивало их, но также одежда имама не должна быть и слишком простой, чтобы не отталкивать от него мусульман состоятельных.
  9. Мусульманам следует на праздничный намаз идти по одной дороге, а возвращаться домой по другой дороге, поскольку в хадисе, переданном Аль-Бухари, сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ всегда возвращался с намаза другой дорогой.

праздничная молитва

Произнесение такбиров

Желательно в ночь накануне праздничных дней, произносить как можно чаще такбир, поскольку в Священном Коране в суре «Корова» приведены слова Всевышнего Аллаха о том, что Всевышний желает, чтобы мусульмане «довели до конца определенное число дней», подразумевая дни поста, а также «возвеличили Аллаха», подразумевая такбир.

Также ряд ученых считают, что произнесение такбира – это обязательное действие. Такбир следует произносить громко, делать это следует и дома, и на пути к тому месту, где будет совершаться праздничная молитва, а также во время нахождения в месте совершения праздничного намаза.

Заканчивать произнесение такбира следует тогда, когда имам начнет совершать праздничный намаз.

Такбир следует произносить так: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».

Для произнесения такбира не следует устанавливать ведущего, договариваться о том, чтобы произносить такбир вместе, поскольку это не соответствует тому, как поступал в этих случаях Пророк Мухаммад ﷺ, а значит является делом, близким к нововведению.

Порядок совершения праздничного намаза

Мусульманам не следует совершать другие намазы после совершения праздничного намаза, а также до него. Для праздничного намаза не читают азан и не читают икамат. В хадисе, переданном Абу Даудом, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ совершал праздничную молитву без азана и икамата.

Праздничный намаз совершают до начала проповеди или хутбы (в хадисе, переданном Муслимом и Аль-Бухари, упоминается, что как Пророк Мухаммад ﷺ, так и Умар и Абу Бакр, совершали до начала проповеди праздничные молитвы), в отличии от джума-намаза, в котором хутба читается перед пятничной молитвой.

Также в хадисе, переданном Муслимом и Аль-Бухари, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ ни до совершения праздничного двухракаатного намаза, ни после него не молился.

Из скольких ракаатов состоит праздничный намаз?

Праздничный намаз включает в себя два ракаата. Существует несколько
вариантов совершения праздничного намаза. Упомянем наиболее
распространенные:
1) в первом ракаате:
1. Произносят такбирату-ль-ихрам (слова «Аллаху акбар», начинающие
любую молитву);
2. Произносят дуа аль-истифтах, которое читают после вступительного
такбира
3. Далее следует произнести такбир «Аллаху Акбар» еще шесть раз, каждый
раз при произнесении поднимая руки. По мнению многих исламских
богословов дозволяется также и другое количество такбиров (например,
три или семь)
4. Далее имам читает суру «Аль-Фатиха» вслух (а мусульмане повторяют за
ним про себя) после чего читается дополнительная сура;
В хадисе, переданном от Ибн Мас‘уда, сказано, что между такбирами Ибн Мас‘уд
говорил слова «Аллаху Акбар кабиран, уаль-хамду лиЛляхи касиран, уа
субханаЛлахи букратан уа асыля», и ученые считают, что мусульманам также
желательно это делать.
После этого праздничный намаз совершают как любой другой намаз до второго
ракаата.
2) второй ракаат:
1. В начале второго ракаата читают не семь, а пять такбиров, хотя в данном
вопросе часть имамов придерживается другого количества
2. Имам читает суру "Аль-Фатиха" и любую другую суру;
3. Далее намаз совершается так же, как и любой другой.
В хадисе, переданном Абу Даудом, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ говорил,
что во время праздничной молитвы следует возвеличивать Всевышнего в первом
ракаате семью такбирами, а во втором ракате – пятью такбирами.
Существует также и другой вариант совершения праздничного намаза, при
котором дополнительные такбиры произносятся не до суры «Аль-Фатиха», а
после нее.
После совершения праздничного намаза следует прочитать хутбу (проповедь).
Если мусульманин пропустил праздничный намаз, то ему следует восполнить его
именно в такой форме, в какой совершается праздничная молитва. Если
мусульманин опоздал на один ракаат, то ему следует доделать праздничный
намаз до конца вместе с имамом, а затем встать и во втором ракаате произносить
такое количество такбиров, сколько и положено - пять такбиров.

Обсуждение
Ассаляму алейкум! Это правильно, что после совершения ид-намаза произносится громко хором такбир - «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд»? То есть, имею ввиду, что правильно это, что после ид-намаза произносится такбир хором?
Спасибо!
Ахмед , 26 июня 2023 в 16:38, №74200
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах ва баракатух.
Скажите пожалуйста, как мне читать праздничный намаз дома и в какое время, можно подробно написать пожалуйста)
БаракаЛлаху фика
andreeva-7913 , 5 апреля в 00:43, №81182
Ассаляму Алейкум , подскажите как я понял после праздничной молитвы , в этот день Зухр , Аср , Магриб , Иша намазы не читаются ? Заранее спасибо
kurbanov201491 , 11 апреля в 01:03, №81395
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Мусульманину следует произносить праздничный такбир в установленном порядке, индивидуально.
Ученые запрещают коллективный такбир и считают его новшеством в религии.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 27 июня 2023 в 11:05, №74227
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Большинство ученых разрешают женщине или больному совершать праздничный намаз дома индивидуально без коллектива, в противоречие ученым ханафитского мазхаба, которые запрещают это, потому что они считают, что праздничный намаз подобен пятничному намазу.

Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала Духа-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.

Намаз начинается с произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Сана» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука»). Затем имам начинает читать дополнительные такбиры. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар».
После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.
Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Гашия». После чтения приступают к трем дополнительным такбирам. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.
После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне. Если праздничный намаз совершается дома по уважительной причине, то хутба не читается.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 5 апреля в 11:00, №81190
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Нет, это не так! Вы неверно поняли!
Консультант по учебной части , 11 апреля в 11:54, №81413