Махр
- Условия никяха
- Цена и размер махра
- Виды махра
- Разница между калымом и махром
- Что может попросить на махр невеста?
- Священная Книга Аллаха Коран и хадисы Пророка Мухаммада ﷺ о махре
Махр - это брачный дар в исламе, который дается мужем, своей новой супруге при заключении никяха. Махр в исламе является обязательным условием при заключении мусульманского брака. В письменном или устном условии брачного договора махр обговаривается будущим мужем и женой.
Понятие «махр» тесно связано с понятием «никах»: махр на никах – это подарок, который молодой невесте дарит будущий муж при заключении мусульманского брака. Это именно подарок будущей жене, поэтому именно невеста называет стоимость махра, тогда как стоимость калыма обозначает ее семья. Не следует путать такие понятия, как «махр» и «калым».
Этот вопрос требует пристального внимания, поскольку махр очень важен при заключении брака.
Условия никяха
Для того, чтобы никах по исламу был совершен, необходимо соблюсти несколько условий. Упомянем некоторые из них:
- разрешение отца невесты (мнения ученых по данному вопросу разнятся: большинство считает, что это обязательное условие, а некоторые относят к желательным действиям)
- никах следует производить открыто, поэтому обязательным условием является присутствие свидетелей,
- новобрачные должны быть по вероисповеданию мусульманами, либо невеста может быть иудейкой или христианкой,
- мусульманские ученые считают махр обязательным в процедуре заключения никаха.
Цена и размер махра
Поскольку традиции и обычаи, как и отношения к ним, у разных мусульманских народов отличаются, то и размер такого подарка различается: на практике размер махра может быть абсолютно разный: от одной лошади до тысячи евро, а в богатых мусульманских странах, где уровень дохода у людей высокий, и цена махра может быть очень высока.
В арабских странах невесты могут называть очень большой размер подарка, поэтому жениху, чтобы выплатить его, следует начинать копить его заранее. С этим связан тот факт, что в арабских странах у юных невест часто женихи намного старше, поскольку жениху следует подготовиться к свадьбе, чтобы быть состоятельным на момент заключения брака и иметь возможность выплатить махр.
Если невеста выходит замуж, симпатизируя праведности и нраву своего будущего мужа, а также его внешности, то ей следует установить такой размер махра, который соответствовал бы его возможностям. Невеста должна установить такой размер махра, который не стал бы для жениха препятствием на пути к женитьбе.
В хадисе, переданном Байхаки, приведены слова Пророка Аллаха ﷺ о том, что лучший махр – это махр самый доступный или самый простой. Также Посланник Аллаха ﷺ сказал, как об этом сказано в хадисе, переданном Абу Даудом, и шейх Альбани подтвердил достоверность этого хадиса, что лучшим никяхом является тот, который заключается наиболее легко.
Говоря о том, какая женщина является благословенной Аллахом, Пророк Мухаммад ﷺ назвал три условия: легкая помолвка, небольшой махр и быстрое наступление беременности.
Виды махра
Махр или свадебный подарок невесты имеет несколько разновидностей.
Если это своевременный махр, который называют махру-му’аджаль, то его преподносят невесте сразу после того, как будет совершена церемония бракосочетания. После того, как совершен никах, для жениха махр уже является обязательным к выплате, то есть ваджиб или правило, которое следует выполнить неукоснительно, не оттягивая.
Есть также отсроченный махр, который называют махр муаххар: это махр, который жених преподносит не в день совершения бракосочетания, а через какое-то время. Такой подарок следует выплатить сразу же, как его выплаты потребует жена. Когда супруга умирает, то махр все равно должен быть выплачен наследникам жены. Если же муж умирает до того, как успеет выплатить махр, то выплатить следует из оставшегося после него имущества.
Если супруги принимают решение расстаться, но между ними имела место интимная близость, а махр до сих пор не выплачен, то махр муаххар следует выплатить целиком. Если же интимной близости между супругами не было, то супруг может выплатить жене только половину.
Время, когда следует дарить невесте махр, - это момент после того, как никах прочитан. Но невеста может попросить в процессе чтения никаха, чтобы будущий супруг продемонстрировал свой подарок ей самой и гостям, тогда жених может показать подарок, но подарит его после того, как никах будет прочитан.
После того, как состоится чтение церемонии, молодоженам зачастую вручают Свидетельство о никахе, в котором написано также о махре.
Размер и стоимость махра обусловлены тем, чтобы невеста в случае развода по инициативе супруга могла какой-то период после развода прожить на сумму, которую сможет выручить за махр. Спустя примерно три месяца женщина может выходить замуж за другого мужчину.
Разница между калымом и махром
Очень часто среди мусульман возникает некая путаница между махром и калымом.
Калым – это выплата семье невесты от жениха, он представляет собой определенную сумму денег или какое-то имущество, представляющее ценность. Суть калыма - в исторически сложившейся выплате своеобразной компенсации со стороны жениха родителям невесты тех расходов, которые они понесли в процессе ее воспитания, а также возмещения утраты рабочей силы в семье с уходом дочери.
Обсуждение размера калыма ведут обе семьи, и его размер также зависит от состоятельности семьи жениха и семьи невесты. На сумму калыма изначально оказывала большое влияние красота невесты, уровень ее образованности и умения, которыми она владеет, поэтому в ранние исторические периоды за красивую и образованную невесту калым выплачивался значительный. Сейчас калым – это скорее символический жест.
Различие между махром и калымом состоит в том, что махр – это подарок именно самой невесте, а не ее семье. Калым – это выплата за невесту ее семье. Махр является обязательной выплатой, без него никях не состоится, а калым – это символический жест, не имеющий отношения к условиям и обязательным составляющим никаха в исламе.
Целью выплаты калыма является именно компенсация семье невесты.
Целью выплаты махра не является компенсация для семьи невесты. Махр показывает невесте, что мужчина относится к браку серьезно и готов вступить в брак, поскольку в состоянии обеспечить семью. Также целью махра является материальная обеспеченность женщины в том случае, если она по каким-то причинам останется одна (в случае развода или смерти мужа). Махром имеет право распоряжаться только невеста, а калымом – ее семья. Если муж в какой-то период времени не сможет содержать семью, то жена по своему желанию может потратить махр на то, чтобы ему помочь.
Размер калыма имеет важное значение для самого факта совершения брака, поскольку его размер должен устраивать обе семьи для того, чтобы брак состоялся. Нигде не обозначен и не оговорен минимальный размер калыма, но относительно махра в Священной Книге Коран и хадисах Пророка Аллаха ﷺ упоминалось неоднократно.
Время выплаты калыма может быть разным: калым выплачивают как до свадьбы, так и в свадебный день. Махр му’аджаль выплачивают в процессе обряда никаха, а махр муаххар выплачивают позже по договоренности обеих супругов. Следует обратить внимание, что выплата махра – это обязательный религиозный обряд, выплата калыма – сложившаяся в обществе традиция, соблюдение которой не требуется для заключения мусульманского брака.
Что может попросить на махр невеста?
По мнению мусульманских богословов, нет максимальной границы на махр, поэтому невеста может попросить в качестве подарка любое имущество.
В современном мусульманском обществе невесты часто просят в качестве подарка украшения из золота или других драгоценных металлов. Иногда размер махра обозначается определенной суммой, будь то евро, доллары, рубли или дирхамы.
Есть также практика дарить в качестве такого подарка путешествие с целью хаджа или туристическую поездку, автомобиль или даже недвижимость. Невеста может попросить жениха в качестве махра оплатить ее обучение в высшем учебном заведении.
Священная Книга Аллаха Коран и хадисы Пророка Мухаммада ﷺ о махре
В Священной Книге Аллаха Коран сказано, что подарок женщине или махр мужчина должен давать с чистой душой. А также там есть слова о том, что на мужчинах, которые женятся на женщинах после уплаты махра, не будет греха, что означает, что женщина становится дозволенной для мужчины после заключения такого брака. Всевышний Аллах говорит, что для мусульманских мужчин дозволены «все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая» (сура Женщины, 24 аят), отмечая, что мужчина должен дать женщине обязательное вознаграждение или махр за то удовольствие, которое получает от женщины, которую берет в жены.
Сунна Пророка Мухаммада ﷺ содержит хадисы на тему махра. Самым известным из этих хадисов называют хадис, переданный Сахль Ибн Саидом. В этом хадисе приводится случай о том, как к Пророку Мухаммаду ﷺ пришла женщина с предложением взять ее в жены, и Пророк ﷺ внимательно осмотрел ее с ног до головы, после чего опустил голову и ничего не сказал. Женщина никуда не ушла, села рядом, и один из сподвижников Пророка ﷺ попросил выдать эту женщину за него замуж. Пророк Мухаммед ﷺ спросил у него, есть ли у него средства на махр для этой женщины, и когда тот ответил, что нет, Посланник Аллаха ﷺ отправил его поискать средства на махр у своей семьи.
Когда же сподвижник вернулся ни с чем, Пророк Мухаммад ﷺ велел ему поискать хотя бы железное кольцо, но когда сподвижник даже такое кольцо не смог найти, он предложил отдать женщине половину своего изара. Посланник Аллаха ﷺ отверг такую инициативу, но спросил у сподвижника, знает ли он Коран и что именно из Корана он знает. А затем уточнил, знает ли он наизусть перечисленные суры. Получив утвердительный ответ, Пророк Аллаха ﷺ сказал: «Иди, ты уже владеешь ей!», что означало, что он решил выдать женщину замуж за этого мусульманина за то, что он знает из Священной Книги Аллаха Корана.
Из данного хадиса следует, что установление махра – это обязательное условие для женитьбы, и Посланник Аллаха ﷺ не снял с мусульманина обязанность выплачивать махр, даже узнав о том, что никакого имущества нет у него. Но также из данного хадиса следует, что даже бедный человек может заключить никах при условии согласия невесты. Хадис указывает на то, что кольцо также может выступать в качестве махра.
Также из данного хадиса можно извлечь такие выводы:
- махр для невесты должен иметь пользу,
- размер махра устанавливает или невеста, или опекун невесты (в данном хадисе в роли опекуна выступал сам посланник Аллаха ﷺ),
- материальность махра не является обязательным условием: это может быть иная ценность, как в данном хадисе такой ценностью являлась возможность и обязательство будущего супруга обучить свою невесту знанию Корана),
- выплачивать махр можно и в момент заключения никяха, и после того, как брак будет заключен.
На размер махра указывают слова в одном из аятов Священной Книги Коран:
«Если вы пожелали заменить одну жену другой, и если одной из них вы дали кинтар (большую сумму денег), то не отбирайте ничего из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершив явный грех?» (сура Женщины, 20 аят).
Сам же Посланник Аллаха ﷺ выплачивал махр следующего размера (об этом можно судить по рассказу Абу Саляма ибн Абдуррахмана, который задавал вопрос о полученном махре жене Пророка Мухаммада ﷺ Аише): Посланник Аллаха ﷺ выплачивал махр стоимостью «12 окий и нашш». Аиша пояснила, что нашш – это половина окии, а одна окия была равнялась пятистам дирхамов. Этот рассказ был приведен в хадисе, переданном Муслимом.
В одном из хадисов, переданном Тирмизи и Абу Даудом, приводятся также слова Умара ибн аль-Хаттаба, который советовал в брачных подарках не превышать меру: «Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого». И Умар указал на то, что больше двенадцати окий Пророк Мухаммад ﷺ своим женам махр не выплачивал.
Денежная сумма, которую Посланник Аллаха ﷺ давал своим женам в момент заключения брака в качестве подарка или махра (такую же сумму он брал за своих дочерей, выдавая их замуж) составляет в современном эквиваленте около тысячи долларов США. Но в Священной Книге Коран Всевышним Аллахом указано, что сумма махра может быть и выше.
Из данных хадисов можно вывести заключение, что махр, являясь при заключении никяха обязательным действием, все-таки никакими рамками относительно размера не ограничивается: он может быть большим или совсем маленьким. Главное, чтобы махр был разумным в своем размере: слишком маленький махр может заставить жениха относиться к предстоящей женитьбе слишком легко, а слишком большой махр может лишить возможности мужчин с низким доходом жениться.
Ас-саламу алейкум! Сегодня я прочитала эту историю. И у меня возник вопрос: можно ли попросить в качестве махры какую-нибудь суру из Корана или жуз?
Имамы четырех мазхабов запрещают данную форму махра, потому что заучивание мужчиной Корана не является ценным подарком, которые муж преподносит своей жене, поэтому это не может быть махром.
Аллаху а’лям!