Масх

масх

  1. Что такое масх?
  2. Условия протирания носков при омовении
  3. Что такое хуффы?
  4. Масх на некожаные носки
    1. Представители мусульманских мазхабов о масхе на некожаные носки
  5. Хадисы о совершении масха
  6. Правила и способы совершения масха
    1. Масх носков ниже щиколоток
  7. Виды носков

В религии ислам намаз является вторым по значимости действием. Выполнять намаз пятикратно каждый день обязательно должны все мусульмане и мужчины, и женщины. По наступлении Судного Дня в первую очередь Всевышний Аллах спросит человека о намазе, ведь сам Посланник Аллаха назвал намаз «ключом к Раю».

Важной частью намаза является омовение. Как гласит Коран, омовение должно включать в себя четыре действия, которые должны быть обязательными в своей последовательности: мусульманин должен умыть лицо, помыть до локтя руки, протереть голову и помыть ноги.

Но часто возникает вопрос о том, как совершать мытьё ног, если на ногах надеты носки?

В исламской религии понятие «масх» обозначает процедуру протирания обуви из кожи, покрывающей ноги до самых лодыжек, влажными руками. Масх в исламе - это узаконенный шариатом религиозный ритуал малого омовения.

Данная процедура протирания может заменить омывание ног в составе процедуры малого омовения: если нет возможности совершить мытьё ног, как предписывает Всевышний Аллах и нормы шариата, то мусульманин может протереть носки и сандалии влажными пальцами. 

Условия протирания носков при омовении

Поскольку масх или протирание носков ставит свой целью облегчить вуду или малое омовение, его дозволено совершать, но только при соблюдении ряда требований.

Данные требования перечислены в «Нихая аль-Мухтадж» имамом ар-Рамли. Он называет в ряду требований к носкам прочность, то есть путник в таких носках может ходить на длинные расстояния в течение нескольких суток. Ещё одним требованием является кожаное покрытие носков и наличие кожаной подошвы.

Современные требования к носкам, на которых можно совершать масх, то есть протирать их, следующие:

  1. Масх на носки может быть признан действительным, если было совершено малое ритуальное омовение перед тем, как надеть носки или обувь, и после этого обувь не должна была сниматься.
  2. Кожаный или простой носок должны закрывать тот участок стопы, который обязательно мыть при омовении, то есть закрывать всю ступню начиная от кончиков пальцев и до щиколоток.
  3. Обувь или носки, с которой допускается совершать протирание должна быть настолько прочной, чтобы у мусульманина при необходимости была возможность ходить в этой обуви не менее часа, и она должна выдержать такой путь.
  4. В обуви, которую разрешается протирать в рамках масха, не должно быть дыр, к ноге такая обувь должна прилегать плотно и не спадать с ноги.
  5. Кожаные или простые носки должны быть приобретены дозволенным путем, то есть чтобы они не были приобретены запретным путем подобно украденным или отобранным носкам.
  6. Носки или обувь должны быть изготовлены из чистого материала, нельзя использовать носки, изготовленных из свиной или собачьей кожи.
  7. Протирание носков должно осуществляться в строго ограниченное время: для человека находящегося в одном месте время действительности масха составляет один день и одну ночь, для путника - три дня и три ночи. Время масха начинается со времени нарушения омовения, когда мусульманин уже одел носки после омовения.
  8. Если мусульманин находится дома, то он может совершать протирание носков из шерсти или плотного материала.

Часть правоведов считают недопустимым совершать масх на носки выполненных из тонкого материала, пропускающего воду. По их мнению, тонкие носки, которые носят современные мусульмане, не соответствуют требованиям масха, а это значит, что протирание с такими носками не разрешено. Однако другая часть мусульманских учёных допускает совершать масх на тонкие носки.

Относительно некожаных носков, материал которых воду не пропускает, мнение учёных расходится: часть из них считает, что такие носки можно протирать, а другая их часть считает, что нельзя. Устоявшимся считают мнение, что масх поверх некожаных носков производить можно, если они являются плотными, в них путник может ходить, они закрывают ноги до щиколоток, не пропускают воду и должны быть надеты на ноги мусульманина в тот момент, когда он совершает омовение.

Что такое хуффы?

Хуффы - обычно это кожаные носки, закрывающие стопу и ногу включительно до щиколоток.

Условия у хуффов следующие: 

  1. Хуффы не должны пропускать воду;
  2. Они должны быть изготовлены из чистого халяльного материала, который не является наджасой (то есть не из кожи свиньи или собаки);
  3. Хуффы должны закрывать всю ступню, включая щиколотки;
  4. Они должны быть достаточно прочными;
  5. Надевать хуффы для того, чтобы можно было сделать масх нужно в состоянии ритуальной чистоты, то есть предварительно нужно взять малое омовение.

Кожаные носки в верхней части, которая выше щиколоток, могут быть просторными, а также могут иметь замок для удобства. 

Масх на некожаные носки

Одним из наиболее спорных вопросов в мусульманском мире и в исламоведении является вопрос о протирании носков не из кожи, а из других материалов. В 1332 году по Хиджре такой вопрос поступил к шейху Джамаль-уд-Дин Аль-Касими сразу от целого ряда арабских университетов, студенты которых в силу погодных условий в зимний период испытывали затруднения в мытье ног. Сложности, которые возникали у мусульман в таких ситуациях, приводили к тому, что многие студенты либо откладывали намаз, либо пропускали его. Тогда шейхом Джамаль-уд-Дином был написан научный труд, основанный на Священной Книге Коран и хадисах Посланника Аллаха , который объяснял допустимость масха с обычными носками.

Это мнение поддерживали такие учёные, как Ибн Хазм Аз-Захири, Шаукани, но отвергали такие, как Мубаракфури и Ахль Хадис (хадисоведы). Поддерживал дозволенность протирания обычных носков и Хафиз Ибн Таймия.

Правоведами был выделен ряд условий, при которых масх на обычные носки мог считаться дозволенным.

Представители мусульманских мазхабов о масхе на некожаные носки

По мнению представителей ханафитского мазхаба, масх на некожаные носки распространяется только при условии, что они являются прочными и толстыми, то есть сахын. Под этим понятием подразумеваются носки, которые по своим свойствам подобны коже, а обычные хлопковые или сатиновые к такому виду не относятся. Чтобы масх стал дозволен относительно некожаных носков, нужно чтобы они не пропускали воду, чтобы могли держаться на ногах и не соскальзывали, как обычные носки.

По мнению представителей шафиитского мазхаба, носки сахын должны быть толстыми и иметь кожаную подошву. Если же кожаной подошвы у них нет, то масх таких носков не допускается.

По мнению представителей маликитского мазхаба, носок должен относиться к виду муджаллад, то есть быть покрытым кожей.

По мнению представителей ханбалитского мазхаба, носок только тогда отвечает требуемым условиям для масха на некожаные носки, когда «человек способен передвигаться в них, и они будут крепко держаться на ногах».

Хадисы о совершении масха

Мусульманские учёные богословы опираются в своём мнении относительно дозволенности протирания носков на целый ряд хадисов Посланника Аллаха , в которых содержатся как конкретные, так и более общие указания на это.

В хадисе Саубана, который привёл в сборнике хадисов Пророка Мухаммада «аль-Муснад» имам Ахмад и который привёл в своём сборнике «ас-Сунан» Абу Дауд, рассказывается о случае, когда Посланник Аллаха направил отряд в военный поход. Во время похода началось сильное похолодание, которое вызвало затруднение у участников похода в вопросах совершения омовения. Когда же участники похода сообщили об этих затруднениях Посланнику Аллаха , Пророк Мухаммад сказал, чтобы они обтирали чалмы и тасахины. По мнению Ибн аль-Асира, которым он делится в «ан-Нихая», слово «ат-тасахин» обозначает всё, чем утепляются стопы. Это могут быть как хуффы, так и джаураб, то есть носки.

По мнению шейха аль-Касими, этот хадис Посланника Аллаха является достоверным, поскольку все рассказчики хадиса являются надёжными.

Также учёные богословы указывают на два хадиса Посланника Аллаха , в которых есть конкретные указания на то, что протирание носков является дозволенным.

В хадисе аль-Мугиры, который в своём сборнике «аль-Муснад» приводит имам Ахмад, а также приводит Абу Дауд в «ас-Сунан», сказано о том, что Посланник Аллаха протирал носки или аль-джаурабайн, когда совершал малое омовение, а также совершал протирание сандалий или ан-на’ляйн. Также данный хадис приведён в сборнике хадисов Посланника Аллаха Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Также в хадисе, переданном Абу Муса аль-Аш’ари, который приводит в «ас-Сунан» Ибн Маджа, тоже рассказывается случай, когда Посланник Аллаха во время совершения малого омовения протирал носки и сандалии.

Относительно данных хадисов, на которые ссылаются как на достоверные, в вопросах о том, дозволено ли протирать носки, что такое хуффы, какой материал должен быть нашит поверх таких носков, периодически возникают сомнения, которые также должны быть разъяснены.

Относительно хадиса Саубана указывается на нарушение непрерывности цепочки передатчиков хадиса между Саубаном и Рашидом ибн Са’дом. На такое сомнение указывает в «аль-Иляль» Аль-Халяль, ссылаясь на слова Ахмада ибн Ханбала. Суть сомнения заключается в несоответствии по времени, поскольку Саубан умер раньше, чем Рашид ибн Са’д мог услышать от него хадис, что указывает на разрыв иснада.

По мнению имама Муслима, которое он приводит в «ас-Сахихе», это утверждение не должно подпитывать сомнения, поскольку достаточно вероятности встречи передатчика хадиса с предыдущим звеном иснада, чтобы иснад можно было отнести к непрерывному. Поэтому в данном хадисе следует судить о достоверности хадиса с точки зрения надёжности его передатчиков. Поскольку данный хадис был передан также Абу Даудом без указания каких-либо недостатков, что является указанием на то, что хадис относится к числу хороших хадисов, которые могут служить руководством к действию точно так же, как достоверные хадисы.

Относительно хадиса аль-Мугиры также высказывалось мнение, что он является отклоняющимся или шазз. Отклонение его проявлялось в том, что хадис аль-Мугиры отказался рассказывать Ибн Махди, а Ваки его рассказывал. Также на то, что данный хадис является слабым и отклоняющимся, указывал Ас-Синди. К категории шазз относятся те хадисы, которые, хоть и имеют надёжных рассказчиков, противоречат в чём-то такому хадису, который передан рассказчиком более надёжным.

Но ат-Тирмизи назвал данный хадис достоверным и привёл его в «ас-Сунан», а мнение ат-Тирмизи относительно данного хадиса является более авторитетным, чем мнение тех, кто высказывал сомнения относительно данного хадиса. Также мнение о том, что этот хадис является достоверным, высказывал Ибн Хиббан.

Относительно хадиса от Абу Мусы аль-Ашари также высказываются сомнения, основанные на высказывании Абу Дауда в «ас-Сунан» о том, что хадис от аль-Ашари не является хадисом сильным, поскольку не имеет непрерывного иснада. Основано такое высказывание на том, что нет доказательств, что ад-Даххак ибн Абдуррахман слышал его от Абу Мусы, за которым он стоит в цепочке передатчиков.

В ответ на это сомнение можно привести слова Абдульганий в «аль-Камал» относительно того, что Ад-Даххак слышал хадисы от Абу Мусы. Также в пользу того, что данный хадис является сильным, можно привести ряд других хадисов с тем же смыслом или с таким же текстом, как хадис Саубана про протирание тасахинов.

Хотя и существуют разные указания на недостатки в хадисах Пророка Аллаха о протирании носков или масхе, все эти хадисы являются достоверными либо их сила подтверждается другими сообщениями на такую же тему или с таким же текстом.

Правила и способы совершения масха

масх на носкиМасх следует совершать, используя ладони. Пальцы должны быть влажными. Протирание следует совершать с пальцев ноги и двигаться к щиколотке вверх. Правой рукой протирается обувь или хуффы на правой ноге, а обувь на левой ноге протирается пальцами левой руки. Протереть носки необходимо в их верхней передней части, будет являться неправильным только прикасание без протирания, или протирание нижней части носков, где располагаются стопы или пятки, или же протирание по бокам, такой масх будет недействительным!

В случае, если после протирания или во время него обувь сойдёт с ноги, масх будет нарушен.

Кожаные сапоги или плотные носки, на которые будет после совершаться масх или протирание, следует надевать на ноги только после того, как мусульманин совершит обычное омовение, которое включает омовение ног до щиколоток и ступней.

Если мусульманин снимет носки или сапоги после того, как совершит масх для них, по одному из мнений, омовение его будет считаться недействительным. По другому мнению - омовение действительно, но для повторного совершения масха, мусульманину необходимо совершить снова малое омовение.

Действие масха распространяется на сутки с того момента, как произошло нарушение ритуальной чистоты. Если же речь идёт о мусафире или путнике, то действие его масха распространяется на 72 часа.

Злоупотреблять нормой относительно совершения масха не следует, но совершать его можно при любых условиях. Если у мусульманина есть возможность совершить полноценное омовение, не следует пренебрегать этой возможностью, прибегая к масху. Мусульманин может совершать масх, прибегая к такому протиранию сапог или плотных носков также в определённых ситуациях, в которых омовение ног для него затруднительно: масх является примером канонического облегчения для мусульман, которые проживают в такой местности, где существует недостаток количества мечетей и мест, в которых можно совершить омовение, или же при обстоятельствах холода, вероятности заболеть при совершении омовения ног. 

Масх носков ниже щиколоток

У современных мусульман возникают вопросы относительно протирания таких носков, которые не доходят до щиколоток.

По мнению представителей всех четырёх мазхабов, условием для того, чтобы масх был дозволен, является то, чтобы носки на ноге закрывали всю ту поверхность кожи, которую надлежит омывать. Также можно привести хадис, который повествует о повелении Пророка Аллаха ﷺ надеть джаурабы с отрезанным верхом тому мухриму (паломнику), у которого не было сандалий. После обрезания верха джаурабы перестают быть элементом одежды, так как не будут закрывать верхнюю часть стопы.

Есть также указание Ибн Таймии о том, что «то, что ниже щиколотки – это в основе не имеет отношения к тому, что именуется как хуффы». Также Ибн Таймия указал, что хуффы, если их обрезать, можно причислить к типу сандалий, они уже не являются хуффами, то есть при омовении протирать их нельзя.

Также Ибн аль-Мунзир приводит мнение имама Малика о том, что протирать то, что ниже щиколотки, нельзя. По мнению шейха Ибн ‘Усаймина, в таком вопросе следует проявить осторожность и не протирать такие хуффы, которые не доходят до щиколоток.

Учитывая слова Ибн Таймии о том, что хуффы, которые обрезаны, уже не являются хуффами, а переходят в разряд сандалий, можно констатировать, что нельзя протирать сандалии, под которыми нет носков или другой ткани. Но существует много примеров сообщений, в которых рассказывают о протирании сандалий. Имеется свидетельство Каба ибн Абдуллаха о том, что Али протирал сандалии. Это объясняется тем, что во времена Али сандалии надевали на ноги, которые были обмотаны тряпками. Есть также слова аль-Хасана аль-Басри, который сказал, что как носки или джаураб и ниаль или сандалии подобны хуффам, и одно из них без другого протирать нельзя. Есть также пояснение хадисов от имама аль-Хаттаби, который сказал, что только тогда можно совершать протирание на носки и сандалии, когда сандалии надевают поверх носков.

Виды носков

Поскольку утверждения правоведов опираются на различие типов носков, и на основе этого делают вывод, дозволяется в конкретном случае масх или нет, следует разобраться в разновидностях носков.

Некожаные носки или джаурабы подразделяются на ракик и сахин.

Ракик – это носки, которые изготовлены из непрочного материала.

Сахин – это носки, материал которых настолько плотный, что они могут быть отнесены к хуффам.

По утверждению Аль-Хальваи, можно выделить пять видов носков, среди которых носки:

  1. из пряжи;
  2. из шерсти овец;
  3. из шкуры или волос животных;
  4. из хлопка;
  5. из тонкой кожи.

Все эти виды носков могут быть изготовлены как из тонкого материала, так и из прочного, они могут быть оснащены подошвой из кожи или внешняя сторона таких носков может быть вся поверх прошита кожей. Также существовала такая практика, при которой носки могли быть прошиты кожей изнутри.

Обсуждение
Ассалам уа алейкум уа РахматуЛлахи уа Баракатуху

Скажите, носки нужно одевать сразу после омовения, что бы можно было брать масх? Или, если омовение есть, можно их одевать через время (полчаса-час) ?
Мустафа , 29 января в 06:28, №79391
Ассаламуалайкум Брат я хотел спросить если я не полностью снял носки только до ступни и обратна потянул вот могу ли я продолжать делать масх до окончания времени масха
muslimsfirdaws , 21 февраля в 15:36, №79915
здравствуйте, можно ли совершить масх на чешки ( т.е носки которые покрывают нижнюю часть ступни, но оставляют открытыми верхнюю её часть) ?
bivalopozhizne , 23 августа в 10:31, №84854
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Можно одевать позже, но при наличии омовения.

Аллаху а'лям!
Консультант по учебной части , 29 января в 17:10, №79399
ДжазакаЛлаху хайран
Мустафа , 29 января в 17:23, №79400
Ва алейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если открылась часть стопы, которая должна омываться при малом омовении, то масх нарушается.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 22 февраля в 10:25, №79934
Разрешается протирать при омовении чистую, дозволенную кожаную обувь, которая покрывает стопу и поднимется выше щиколоток. Чешки не выдерживают этих условий.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 23 августа в 11:10, №84858