Течения в исламе
- Сколько течений в Исламе?
- Когда появились течения и направления в Исламе
- Сунниты
- Течения суннитского ислама
- Шииты
- Хариджиты
- Идейные течения Ислама
- Течения ислама в России
Какие течения или направления Ислама существуют и сколько течений в Исламе в современном мусульманском мире является ведущими – эти вопросы не должен обойти вниманием ни один мусульманин, поскольку каждое направление или течение в Исламе имеет свои положения и принципы, с точки зрения которых интерпретируются труды исламских ученых богословов.
Вопрос: сколько основных направлений в исламе? Ответ: в исламе есть два основных направления: суннизм (85%) и шиизм (около 15%).
Вопрос: сколько основных направлений в суннизме? Ответ: в суннизме четыре основных направления или мазхаба - ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.
Вопрос: сколько течений в Исламе? Ответ: в Исламе существует множество течений и сект, некоторые из них не имеют отношения к основам исламской религии и мусульманской веры.
Когда появились течения и направления в Исламе
Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.
Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.
Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.
По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.
Сунниты
Самым крупным и основным течением Ислама является Ахлю Сунна валь-Джамаат или сунниты. По мнению суннитов, законными преемниками Пророка Мухаммада ﷺ являлись первые четыре праведных халифа (Абу Бакр, Умар, Усман и Али). Суннитами также вместе со Священной Книгой Коран признаются Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, то есть хадисы о нем, которые включены в сборники, наиболее авторитетными из которых считают сборник Бухари и сборник Муслима.
Сунниты руководствуются основными принципами приверженности ценностям Ислама, которые обозначены в священном Предании. Ведущей идеей суннитов является та, что мусульманская община играет руководящую роль в решении жизненно важных задачи и проблем мусульман.
Направления в сунизме
Суннитами признаются только четыре богословские правовые школы или мазхаба: маликитский мазхаб, шафиитский мазхаб, ханафитский мазхаб и ханбалитский мазхаб. Остальные мазхабы, которые также относятся к суннитскому течению, в современном мусульманском мире свое существование постепенно прекратили, поскольку случилось отсутствие преемственности. Все эти школы признают правомерность друг друг, а человек может сделать самостоятельный выбор, какого мазхаба быть приверженцем, и следовать той школе, с принципами и положениями которой он согласен.
В исламе порицается фанатичная приверженность к какому-то определенному мазхабу, и человеку не вменяется в обязанность следовать во всех религиозных вопросах мнению какого-то одного мазхаба.
Течения суннитского ислама
Помимо религиозно-правовых школ, в исламе существуют десятки течений, которые расходятся по тем или иным вопросам религиозного характера, некоторые основные течения приведены ниже.
Суфизм
Одно из направлений в Исламе – суфизм. Он представляет собой учение, которое призывает очистить сердце от всего для Всевышнего Аллаха. В основе суфизма – концепция того, что человек должен индивидуально достичь связи с Всевышним. В практическом плане это может выражаться и в сформированных организациях в виде орденов и тарикатов, чьи лидеры являются духовными преемниками древних учителей.
Суфизм является доминирующей частью традиции исламской религии в некоторых странах, но есть также страны, где к нему преобладает неоднозначное отношение, где оппоненты суфизма заявляют об искажениях ислама, имеющих место в данном направлении, посредством индуистских или христианских традиций. Оппоненты также считают, что отдельные суфистские практики противоречат исламу – к таким относят практику почитания умерших родителей, практику взведения мавзолеев для умерших, а также обычай молиться на могилах предков. Подвергается критики и практика экстатических плясок суфиев и то, что в основе учения лежит концепция, предполагающая растворение суфия в Боге.
Суфиями называют себя достаточно много людей, и они используют в своей практике упомянутые выше, подвергающиеся критике отклонения от истинного ислама, и это является причиной того, что критике подвергается весь суфизм. И это не взирая на то, что разные суфистские организации – тарикаты или ордены – могут друг от друга отличаться довольно серьезно.
Салафия
Еще одно направление в исламе носит название «салафия», переводящегося с арабского языка как «предшественники» или «предки». Это направление объединяет религиозных мусульманских деятелей, которые на разных этапах исламской истории обращались к своим последователям с призывом ориентироваться на тот вариант веры и образ жизни, которые вела ранняя община мусульман, то есть во всем равняться на праведных предков мусульман. Все нововведения, которые появились в Исламе позже, салафиты называют «бида», то есть ересь. К бида они относят и методы символико-аллегорической трактовки Священной Книги Коран, а также все те нововведения, которые были привнесены в исламскую религию в результате контактов мусульманского мира с миром западным.
Среди салафитов известны такие мусульманские ученые как Ибн Таймийа, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, а также представители ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун». Западная литература оперирует для обозначения салафитской идеологии такими терминами, как «возрожденчество», «фундаментализм» и «традиционализм».
По мнению Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, Ислам настоящий был только при первых трех поколениях последователей Пророка Мухаммада ﷺ, и поэтому он выступал против всех тех нововведений, которые вошли в Ислам в последующие годы и века. Движение Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба сыграло значительную роль в итогах освободительной войны против Турции. Принц Абдул Азиз ибн Сауд, первый король и основатель Саудовской Аравии, признал и принял движение ибн Абд-аль-Ваххаба.
Джамаат таблиг
Джамаат Таблиг является аполитичным религиозным движением, которое организовал в 1926 году Маулана Мухаммад Ильяс в Мевате, провинции Индии. Это движение ставит перед собой цель духовно преобразовать ислам способом, когда участники движения работают с широкими массами людей, обращаясь к мусульманам разного экономического и социального статуса, чтобы приблизить их к исламской религиозной практике, которая была указана Пророком Мухаммадом ﷺ.
Маулана Мухаммад Ильяс являлся исламским богословом и сторонником деобандийского направления, назвал Джамаат таблиг независимым, добровольным и пацифистским движением. Их лозунгом стало: «О мусульмане! Будьте мусульманами!». Движение распространилось за пределы Дели и нашло своих сторонников в ста пятидесяти странах. В среднем у этого движения более семидесяти миллионов последователей.
Упор таблиговцы делают не на том, чтобы призывать в ислам атеистов и иноверцев, а на том, чтобы работать с этническими мусульманами. Их цель в оживлении мусульманской религии среди традиционно исповедующих ислам народов. Призывающие к исламу представляют в своей массе достаточно разнородный контингент: от простых мусульман, рядовых трудящихся и служащих, до судей и научной интеллигенции. Ряд участников движения занимаются этой деятельностью постоянно, посвятив этой работе всю свою жизнь, а кто-то периодически выезжает в другие поселения для того, чтобы призывать к исламу целевую аудиторию. В рядах участников движения много таких, кто принимал участие в деятельности по призыву только однажды или тратит на это немного времени. Поскольку этнический состав участников движения Таблиг, также и как их география, обширны, то можно называть их не столько организацией, сколько сообществом мусульман, которые объединились в своем следовании Священной Книге Коран и Сунне в деле совершения призыва к исламу.
Шииты
Отдельной ветвью в Исламе являются шииты – название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». После того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ, некоторые мусульмане, которые придерживались той точки зрения, что только к потомкам Посланника Аллаха ﷺ должна переходить власть в мусульманской общине, сформировались в группу. Потомками Посланника Аллаха ﷺ называли детей его дочери Фатимы и детей его двоюродного брата Али.
Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.
Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.
Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.
Исмаилиты
В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.
Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.
Шиитские секты
Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».
К таким сектам относятся:
- алевиты, верующие в Али как представителя Всевышнего на земле, а не в Мухаммеда ﷺ;
- гурабиты, верующие в то, что Пророку Мухаммаду ﷺ пророчество было представлено Джибрилем ошибочно, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ и Али были внешне очень похожи. Название секты в переводе означает «ворон», и такое название секта получила потому, что ее участники утверждали, что ошибка произошла из-за сходства Мухаммада ﷺ и Али, которые были похожи «как один ворон на другого»;
- алавиты или нусайриты, верующие в троицу айн-мим-син (название произошло от первых букв имен Али, Мухаммеда ﷺ, а также Сальмана Перса). Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али». Направление алавитов рассматривают как эзотерическое ответвление персидского исламского направления со схожим культом Али, приходящегося зятем и двоюродным братом пророка Мухаммеда ﷺ;
- дамийты, верующие в то, что Богом был Али, а его посланником стал Мухаммад ﷺ;
- базигиты, верующие в то, что Богом был Джафар ас-Садык, шестой имам, а все те имамы, которые были до него, были его посланниками;
- йафуриты, верующие в то, что Богом был Муаммар из Куфы;
- кайсаниты, верующий в то, что после смерти Хусайна ибн Али имамат перешел к Абуль Касиму Мухаммаду ибн аль-Ханафии. После того, как Абуль Касим Мухаммад ибн аль-Ханафия умер, данная секта разделилась на несколько более мелких;
- представители крайнего эзотерического учения Ахл-е Хакк, которое вышло из месопотамских учений гулата и распространилось в западной части Ирана и в восточной части Ирака в курдской среде.
Хариджиты
Хариджиты – это представители религиозно-политического движения Хариджизм, и название этого течения в переводе с арабского означает «покинувшие» или «выступившие». Это движение преимущественно имело радикальный характер и зародилось во время правления халифа Али после того, как состоялась битва Сиффин. Основателями движения стали некоторые воины халифа Али, которых не удовлетворил результат третейского суда, они считали себя врагами Муавии и Али, после чего встали на путь войны и перешли к активным диверсионным и военным действиям против них.
К концу восьмого века в среде хариджитов произошла череда расколов, и движение распалось на несколько течений – суфритов, ибадитов, аджрадитов, байхаситов, надждатитов, азракитов, мухаккимитов и некоторых других. К концу двадцатого века численность хариджитов стала составлять до трех миллионов человек. В Омане хариджизм имеет господствующий характер – в этом государстве его представляет группа ибадитов, которые к иноверцам утратили активную нетерпимость.
Идейные течения Ислама
С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:
- К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
- Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
- К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
- Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.
Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.
Течения ислама в России
Среди российских мусульман большинство составляют сунниты, которые являются последователями шафиитского и ханафитского мазхабов, из которых ханафиты составляют 65 %, а шафииты - 30 % от числа мусульман России. Ханафитами являются такие мусульманские народы России, как башкиры, татары, ногайцы, казахи, балкарцы, кабардинцы, черкесы, карачаевцы, абазины, адыгейцы, шапсуги и частично ингуши, осетины-мусульмане. Также последователями ханафитского мазхаба являются среднеазиатские мусульмане и третья часть азербайджанцев. Последователями шафиисткого мазхаба являются в России ингуши в своей большей части, чеченцы, и также дагестанские народы кроме ногайцев и татов. Шииты-джафариты в России – это российские азербайджанцы, частично татары и лезгины.
Вы пишете ... "Среди салафитов известны такие мусульманские ученые как Ибн Таймийа, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, а также представители ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун» ... Какой у вас на это довод? Разве признаки Ихванов не относятся к хавариджам в основе. Тот же выход против правителей мусульман, дискредитация ученых саляфии.
Наоборот, мусульманин следует пути пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم и сторонится любых сект и течений. Статья написана для расширения кругозора и не одобряет ни одну из сект
Ваш вопрос нуждается в развернутом ответе. Я бы порекомендовал для начала пройти уроки в нашей школе, после чего Вам станут ясными многие волнующие Вас вопросы, ин ша Аллах
У автора статьи не было цели устраивать религиозный диспут. Статья носит ознакомительный характер, поэтому информация довольно сжата. Свои вопросы Вы можете задать преподавателю по предмету "акыда", нажав кнопку "задать вопрос ПО теме урока" на странице урока по акыде в разделе "школа"
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят два течения в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!». Привел имам Ахмад.
Слушайте больших ученых, которые следуют путем сподвижников, их учеников и великих имамов, которые строго придерживались Корана и достоверной сунны.
Аллаху а’лям!
Сунниты или Ахлюс-сунна уаль-джама'а – это те, кто строго следует Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также тому, на чем сошлись первые поколения мусульман из числа мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных в благих делах, и тех, кто безукоризненно последовал за ними, и сторонились новшеств (в религии).
Что касается суфистов, то их можно разделить на три группы:
Первые суфисты отличались аскетизмом и усердием в поклонении, сохраняя чистое вероучение.
В последующих поколениях появились суфисты с отклонением в вероучении и множеством видов ереси в поклонении, но не выходящие за рамки единобожия.
И третий вид суфистов - это философы и пантеисты, которые отождествляют своих святых с сущностью Аллаха. Это крайние суфисты, которые впали в многобожие и неверие.
Аллаху а’лям!
Суфизм большое течение, в котором есть разные группы, некоторые из них впадают в ширк, а другие остаются в лоне Ислама, но отклоняются от сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Шииты делятся на двадцать с лишним групп, среди которых есть вышедшие из Ислама, и те, которые считаются мусульманами.
Те хариджиты, которые обвиняют в неверии сподвижников пророка, являются неверующими.
Аллаху а’лям!
поклонение кому либо помимо Аллаха является ширком, из нужно почитать, но не в коем случае не к поклоняться
ЛАА ИЛАХА ИЛАЛЛАХ-НЕТ БОЖЕСТВА ДОСТОЙНОГО ПОКЛОНИЕ ПОМИМО ВЕЛИКОГО АЛЛАХА
поклонение кому либо помимо Аллаха является ширком, из нужно почитать, но не в коем случае не к поклоняться. в Коране чётко сказано что он не прошяет ширк-придавание сотоварищей ему.
Термин «саляфия» означает путь сподвижников, их учеников и великих имамов, которые строго придерживались Корана и достоверной сунны. То есть – это те, кто строго следует Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также тому, на чем сошлись первые поколения мусульман из числа мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных в благих делах, и тех, кто безукоризненно последовал за ними, и сторонились новшеств в религии.
Аллах сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». Сура: Семейство Имрана (103).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И разделится моя община на 73 течения, и все они будут в Огне, кроме одной, которая будет в Раю! Это - аль-джама'а». Привел Абу Дауд.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят два течения в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!». Привел имам Ахмад.
Аллаху а’лям!
Если человек отрицает обязанность молитвы, то он выходит из Ислама по единодушному мнению ученых.
Большинство ученых, в том числе ханафиты, маликиты и шафииты, считают оставляющего намаз по лености грешным мусульманином. Ученые ханбалитского мазхаба считают это неверием, но расходятся во мнениях относительно количества оставленных намазов, некоторые считают неверием оставление даже одного намаза, другие считают неверием оставление намазов целого дня, третьи считают неверием оставление абсолютно всех намазов.
Аллаху а'лям!
Абу Ханифа сказал: «У Него есть Рука, Лик и Сущность, о чём Всевышний Аллах упомянул в Коране. Упомянутые Всевышним Аллахом в Коране Лик, Рука и Сущность относятся к Его качествам, в отношении которых нельзя задавать вопрос „каковы (они)“. Кроме того, нельзя говорить, что Его Рука — это Его могущество /кудра/ или Его милость /ни’ма/, поскольку в подобных высказываниях содержится отрицание качеств Аллаха, что является воззрениями кадаритов и муътазилитов». См. «Фикх аль-Акбар», 27.
Имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Я заметил, что сердца последователей калама были грубыми, черствыми. Они сквозь пальцы смотрели на отступление от Корана и Сунны и были лишены набожности и богобоязненности» См. аз-Захаби, «Сийар Алам ан-Нубаля» 6/399.
Вы правы, группа «ал-Ихван ал-муслимун» не относится к последователям саляфов.
الله أعلم