Акика

акика

  1. Намерение
  2. Сроки
  3. Количество жертвенных животных для акики мальчика и девочки
  4. Кому следует провести обряд?
  5. Решение об акике
  6. За какого ребенка следует делать жертвоприношение акика?
  7. Какое животное следует приносить на акика по Сунне?
  8. Как распределить мясо, полученное в результате жертвоприношения?
  9. Можно ли ломать кости принесенного в жертву животного?
  10. Должно ли совпадать жертвоприношение и бритье головы ребенка?
  11. В чем различие жертвоприношения на Курбан и акика?

Акика – так называют жертвоприношение, которое приносят, когда в семье мусульман рождается ребенок. Жертвоприношение за новорожденного ребенка предписано Сунной Пророка .

Акика по Сунне вызывает неоднозначные мнения в общественной среде, и существует две наиболее крупные точки зрения:

  1. что акика является ваджибом или правилом, обязательным к исполнению, а неисполнение ваджиба является грехом;
  2. что акика по Сунне является желательным действием;

Сторонники первой точки зрения приводят в качестве аргумента слова Посланника Аллаха , приведенные в хадисе, переданном ат-Тирмизи и Ибн Маджахом со слов Аиши, жены Пророка Мухаммада : "Посланник Аллаха ﷺ повелевал нам приносить в жертву двух баранов за мальчика и одного – за девочку".

Сторонники второй точки зрения приводят в качестве аргумента хадис, повествующий о том, что Посланник Аллаха сказал, что жертвоприношение следует приносить тому, у кого родился ребенок и кто желает совершить акику: ему следует за мальчика принести в жертву двух барашков, а за девочку – одного барашка. Об этом рассказано в хадисе, который передал Абу Дауд.

Относительно статуса акики есть мнение имама аш-Шафии, который назвал точку зрения относительно признания акики нововведением и точку зрения, подразумевающую акику как ваджиб, - двумя крайностями в отношении акики.

Также приводят мнение ученых КСА или Постоянного Комитета, которые признали, что акика относится к Сунне муаккада.

Намерение

Прежде чем совершить акика, мусульманину следует совершить намерение. Смысл намерения заключает в себе решимость принести животное в жертву в качестве акика за сына (или дочь)

Если человек приносит жертвоприношение за свое рождение, то ему следует произнести соответствующее намерение.

Сроки

У мусульман возникает вопрос о сроках проведения акика. По этому вопросу ссылаются на слова Посланника Аллаха , который назвал в качестве срока совершения жертвоприношения за новорожденного ребенка седьмой день после того, как он родился. Это было сказано в хадисе, переданном Абу Даудом.

Есть случаи, когда у мусульманина не было возможности именно на седьмой день принести жертвоприношение. Для таких случаев рекомендуется совершить обряд либо на четырнадцатый день, либо на двадцать первый день после рождения младенца. В этом вопросе также в качестве доказательства приводят слова Посланника Аллаха , который, как сказано в хадисе, переданном аль-Байхакъи со слов Бурайды, говорил, что акика следует совершать «на седьмой день, или на четырнадцатый, или на двадцать первый день».

Относительно сроков совершения акика также есть мнение имама Навави, который отмечал, что акика желательно проводить на седьмой день после того, как ребенок родится, однако он говорил, что ее можно совершить и после этого дня, но не стоит оттягивать ее до совершеннолетия. О том, что акика совершается, если не сделана была на седьмой день, либо на четырнадцатый день, либо на двадцать первый, сказал также ученый аль-Бушанджий.

Если жертвоприношение не было совершено до совершеннолетия ребенка, то он может сам принести за себя жертвоприношение акика – для этого нет ограничения по времени, и он до конца жизни своей может это сделать.

Количество жертвенных животных для акики мальчика и девочки

Также часто возникает вопрос о том, сколько жертвенных животных следует приносить в жертву на рождение ребенка. В ответ на этот вопрос есть несколько аргументов:

  • есть хадис, который был передан аль-Бухари от Салмана ибн Амира аль-Дабби, в котором приводятся слова Пророка Мухаммада о принесении в жертву на акика за новорожденного мальчика: «Выпускайте из неё кровь и устраняйте вред (это указание на обрезание)»;
  • есть хадис, переданный ат-Тирмизи, в котором жена Пророка Мухаммада Аиша утверждала, что Посланник Аллаха рекомендовал приносить на акика двух овец за рождение мальчика и одну овечку за рождение девочки.

Кому следует провести обряд?

Совершить обряд жертвоприношения должен отец ребенка. Если отец не может этого сделать или его нет, то обряд проводит дедушка ребенка или прадедушка. Обряд совершает тот, на кого возлагается Шариатом обязанность содержать этого ребенка.

Отец ребенка или лицо, которое совершает обряд, делает это из своего имущества. Не позволяется использовать для этого имущество самого ребенка, если оно у него есть собственное, полученное по наследству или в подарок.

Мать ребенка при наличии такой возможности проводит обряд жертвоприношения в том случае, если у отца, деда или прадеда ребенка нет возможности совершить такой обряд.

Шариат не требует от отца, матери или других лиц совершить акика, если такой возможности у них нет: по правилам Шариата у семьи должно быть достаточно средств после рождения ребенка, чтобы купить жертвенного животного, и чтобы хватило средств на повседневные расходы. Если нет такой возможности, то Шариат не требует совершать акика.

Но если у семьи есть возможности для совершения жертвоприношения, но они не провели его, то им следует провести его до того, как ребенок станет совершеннолетним.

За ребенка, рожденного в результате прелюбодеяния, мать должна совершить жертвоприношение, поскольку Шариатом определено, что у такого ребенка отца нет. Но не следует выносить на всеобщее знание и обсуждение факт о том, что этот ребенок незаконнорожденный.

Решение об акике

Относительно статуса жертвоприношения акика есть мнение имамов Ахмада, Малика и аш-Шафии, которые считают, что акика – это сунна муакада, то есть этот обряд выполнять крайне желательно, если у родителей ребенка есть такая возможность.

Имам Абу Ханифа не считал, что обязательна акика по Сунне, такие жертвоприношение можно назвать мубах или дозволенным действием.

В качестве доводов в пользу дозволенности акика приводят хадис, переданный Аль-Бухари, в котором есть слова Посланника Аллаха о том, что за новорожденного следует сделать жертвоприношение. А также хадисы, повествующие о том, что и сам Посланник Аллаха приносил в качестве акика за своих внуков Хусейна и Хасана по барану. Также есть свидетельства того, что асхабы и в последующие годы также совершали жертвоприношение по поводу рождения своих детей.

Мудрость и достоинства акика заключаются в том, что такой обряд несет в себе определенную пользу:

  • так мусульманин выражает свою благодарность Аллаху за дарованное ему счастье быть отцом ребенка, а также за то, что роды разрешились благополучно и прошли без трудностей;
  • так мусульманская семья оповещает людей о том, что в их семье случилась радость, а также это способ познакомить людей с тем, к какой семье и какому роду принадлежит родившийся ребенок;
  • так человек воспитывает в себе щедрость, а сердце свое очищает от жадности и скупости, поскольку в Священной Книге Коране сказано, что люди чистые душой и щедрые достигают счастья в жизни;
  • так мусульманин способствует тому, чтобы в сердца всех членов его семьи вселилась радость по поводу рождения ребенка, а также способ подарить радость окружающим, людям бедным, которым также раздается мясо от жертвоприношения акика: собираясь за одним столом, люди общаются, проявляя друг к другу любовь и взаимоуважение.

За какого ребенка следует делать жертвоприношение акика?

Жертвоприношение акика совершают за родившегося ребенка. Но мусульмане часто задают вопрос о том, следует ли совершать жертвоприношение акика за ребенка, который умер либо во время родов, либо после рождения. Желательно мусульманину сделать жертвоприношение за такого ребенка, поскольку этот ребенок был живым, пока его мать вынашивала его.

Не следует совершать акика за ребенка, который не подавал признаков жизни, находясь в животе своей матери.

Если у родителей родилась двойня или тройня, то следует делать жертвоприношение за каждого ребенка, хотя бы по одному животному за каждого ребенка.

Какое животное следует приносить на акика по Сунне?

акика по сунне

Основная часть ученых склоняется к выводу, что акика можно соотнести с жертвоприношением адха или Курбан, поэтому условия, которые распространяются на Курбан, являются справедливыми и относительно акика. Эти условия включают в себя:

  • нельзя выбирать птицу в качестве жертвенного животного
  • в качестве жертвенного животного следует выбирать крупнорогатый скот, козла или барана, а также верблюда.

В доказательство предъявляют слова имама Малика, который сравнивал акика с праздничным жертвоприношением, и это мнение разделяли и шафиитский имам ан-Навави, и ханбалитский имам Ибн Къудама.

По словам имама аш-Шаукани, то, что в хадисах используется слово «баран» не означает то, что другое животное приносить в жертву не дозволяется: есть свидетельства, переданные от сподвижников, которые указывают на принесение в жертву на акика ими верблюдов. Есть свидетельство Хасана аль-Басри, который утверждал, что за рождение своего сына Анас ибн Малик зарезал для жертвоприношения акика именно верблюда.

Принося акика за мальчика, лучше, если это будут бараны-однолетки, то есть по возрасту одинаковые. Сунна предписывает принести в жертву за мальчика двух баранов, но одного животного будет также достаточно.

Как распределить мясо, полученное в результате жертвоприношения?

Поскольку акика – это Сунна, то хадисы Пророка Мухаммада гласят, что Посланник Аллаха сказал, что следует пролить кровь жертвенного животного и «удалите с него вред», имея в виду ребенка и подразумевая, что нужно сделать обрезание.

Мусульманину разрешено самому питаться мясом животного, принесенного в жертву, а также угощать им своих близких и родственников, а также раздать мясо нуждающимся как в приготовленном, так и в сыром виде. В хадисе, который со слов жены Пророка Мухаммада Аиши передал в своем «Аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейба, есть слова о том, что это мясо следует поделить на части, съесть и дать другим.

Но желательно мясо сначала приготовить, а потом уже раздавать, поскольку есть слова Аби Раббаха о том, что мясо от жертвоприношения следует поделить на части, а потом сварить в подсоленной воде и подарить ближним.

Можно ли ломать кости принесенного в жертву животного?

Одним из популярных среди мусульман вопросов относительно проведения жертвоприношения является тот, который затрагивает ломание костей – можно ли это делать или нельзя.

Для ответа на такой вопрос прибегают к цитированию из «Кифаят аль-Ахъяр», где есть слова «И желательно снимать мясо с костей, не ломая кости, надеясь на здравость костей ребёнка». Ссылаются на Шарх Хатыба ащ-Щирбини, который рекомендовал не ломать и не резать кости на сгибах по возможности, чтобы кости ребенка были здоровыми: запрета на ломание костей нет, но желательно не делать этого. Однако часть богословов считает, что в сохранении костей в целости нет желательности.

Должно ли совпадать жертвоприношение и бритье головы ребенка?

Нет такого обязательного предписания, что акика должна совпадать именно с моментом бритья головы, но предпочтительно, если эти обряды совпадут на седьмой день после рождения ребенка.

В чем различие жертвоприношения на Курбан и акика?

Жертвоприношение акика во многом похоже на то, которое совершается на Курбан, однако существуют и различия в некоторых нюансах:

  • мясо с жертвоприношения на Курбан нельзя продавать, но мясо акика можно продать
  • мясо с акика желательно раздавать, предварительно приготовив, а к жертвоприношению на Курбан нет таких предписаний,
  • мясо от акика можно раздать как в сыром виде, так и в готовом,
  • кости животного при совершении акика ломать нежелательно.
Обсуждение
Ассаламу алейкум ва рохматуЛлахи ва барокятуху! Скажите, пожалуйста, нужно ли брить голову новорожденной девочки на 7 день? И вообще это обязательно сделать даже если не на 7 день, а позже?
alicamartakova , 29 сентября в 13:58, №85447
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Желательно (Сунна) - брить голову мальчика на седьмой день после его рождения.

Самура ибн Джундуб, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый мальчик является заложником своей ‘акыки. Животное режется за него на седьмой день после рождения, и тогда же ему бреют голову и дают имя». Этот хадис привел Абу Дауд, и аль-Албани сказал, что он достоверный.

Ученые разделились во мнениях относительно бритья головы новорожденной девочке. Маликиты и Шафииты придерживаются мнения, что ее следует брить, также как и голову мальчику. Ханбалиты считают, что ее не следует брить.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 30 сентября в 11:21, №85464