Намаз без омовения
- Можно ли делать намаз без омовения?
- Что можно делать без омовения?
- Нужно ли возмещать намаз совершенный без омовения?
- Является ли грехом совершить намаз без омовения?
- Как совершать намаз без омовения, если не можешь его взять?
Верующие мусульмане в процессе своей повседневной жизни часто сталкиваются с ситуациями, когда найти правильное решение относительно своих поступков не так-то легко. Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ содержит ответы на все вопросы.
Читать пятикратный намаз в день в определенные времена является обязанностью для мусульманина, а не совершение своевременной обязательной молитвы, при имеющихся возможностях сделать намаз, выводит человека из религии Ислама. Для совершения положенной молитвы мусульманин предварительно должен взять малое или большое омовение чистой водой или же при отсутствии воды сделать таййамум - это называется ритуальная чистота, необходимая для намаза.
Одним из наиболее часто задаваемых вопросов является тот, который обозначает проблему совершения актов поклонения без омовения. В повседневной жизни у мусульманина не всегда есть возможность совершить малое омовение из-за отсутствия воды, и возникает проблема совершения намаза без омовения. Можно ли делать намаз без полного или малого омовения? Будет ли засчитан такой намаз, если у человека не было возможности совершить очищение?
В связи с такой проблемой необходимо рассмотреть такие наиболее частые вопросы и дать на них ответы.
Можно ли делать намаз без омовения?
Разрешено ли Шариатом совершение ибадата без тахарата? Можно ли делать намаз без омовения? Есть ли виды поклонения, которые мусульманам можно совершать без малого омовения?
В ответ на это следует напомнить, что правоверному мусульманину нужно стремиться к тому, чтобы его душа и тело всегда содержались в чистоте. Ритуальное омовение человека могут нарушить такие естественные процессы, как исход газов из кишечника, выделения из органов половой системы, рвота или выделения гнойного характера, кровотечение разной локализации. Также нарушить чистоту мусульманина, то есть испортить его тахарат, может сон или обморок. Поэтому совершить малое очищение водой мусульманину следует сразу после пробуждения ото сна, чтобы восстановить тахарат, поскольку Сунна Посланника Аллаха ﷺ предписывает совершать намаз с омовением, иначе он не будет засчитан как действительный.
Что можно делать без омовения?
Но есть ибадаты и ритуалы, которые без тахарата совершать можно: мусульманин, не совершив малое омовение, может читать Священную Книгу Коран, если не прикасается к нему руками, более подробнее о чтении Корана без омовения читайте здесь.
Также без омовения мусульманин может совершать зикры, изучать и преподавать науки об исламе.
Если мусульманин совершает хадж, то он может находиться на территориях вокруг Арафата, неподалеку от долины Мина и вблизи Муздалифы без тахарата. Но мусульманин должен обязательно выполнить тахарат, если собирается совершить вокруг Священной Каабы семикратный обход или таваф.
Нужно ли возмещать намаз совершенный без омовения?
Следует ли мусульманину возмещать те молитвы фарз, которые он пропустил и не делал из-за того, что у него не было возможности воспользоваться водой или землей для совершения тахарата?
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к книге «Нихаят аль-мухтадж» имама ар-Рамли, в которой он говорит, что в случае, когда человек не может найти воду, чтобы совершить малое омовение, или почвенную пыль, чтобы совершить таяммум, поскольку в той местности, где он находился во время намаза, не было в наличии воды и земли или вода и земля были в наличии, но человек не мог воспользоваться ими по каким-то причинам, то этот мусульманин все равно должен совершить намаз, даже если это произойдет без омовения и таяммума, но после ему следует возместить этот намаз.
Также для ответа на этот вопрос можно обратиться к книге «Тухфат аль-мухтадж», в которой автор Ибн Хаджар аль-Хайтами отмечает, что обязанность каждого мусульманина совершать намаз, даже если он совершается без омовения, указывает на святость того времени, в которое совершается молитва «так же, как и в том случае, когда человек не может прикрыть аурат, повернуться в сторону киблы, поскольку не может определить ее направление, и удалить нечистоту».
Из этого делается вывод, что можно делать намаз без омовения, когда совершение намаза необходимо и верующий не способен совершить омовение или таяммум, но в такой ситуации мусульманину следует совершить намаз так, как у него есть возможность, соблюдая те условия, которые ему по силам соблюдать. А после мусульманину следует возместить этот намаз, но уже с соблюдением всех положенных условий.
Является ли грехом совершить намаз без омовения?
Что будет с человеком, которые совершил молитву в состоянии полового осквернения? Правдивы ли положения, представленные в некоторых источниках, что человек, совершивший намаз без омовения, выходит из Ислама? Как поступить такому человеку, как избавиться от такого греха?
Этот вопрос задают наиболее часто. Первое, что следует в ответ на это отметить: если человек совершает сознательно намаз без омовения, имея для этого возможности и условия, то это является большим грехом.
Незнание того, что молиться без омовения нельзя, не освобождает мусульманина от ответственности за это. Любая молитва без омовения, даже если она совершена по ошибке, а не сознательно, не будет учитываться, поэтому мусульманину следует возместить такой намаз. Но если человек сознательно совершил намаз без омовения, значит он совершил большой грех.
В качестве ответа на этот вопрос можно привести слова Шейх уль-Ислама Ибн Теймии, который перечислил, без чего мусульманину не следует молиться: «без направления на киблу, без омовения, поясных и земных поклонов». Также он сказал, что человека, который это сделает, следует подвергнуть суровой критике и наказать.
В хадисе, переданном ат-Тахави, со слов Абдуллы ибн Масуда рассказано, как Посланник Аллаха ﷺ рассказал историю: «Одного из рабов Аллаха было велено выпороть палками в могиле сотню раз, но он упрашивал, пока наказание не было уменьшено до одного удара. Когда его ударили один раз, вся могила заполнилась огнем. Он спросил: «За что вы били меня?». Ему ответили: «Ты совершил одну молитву без омовения и прошел мимо того, с кем поступили несправедливо, и не помог ему».
Мусульманские ученые едины во мнении, что если мусульманин совершил намаз без омовения, думая, что так поступать можно или поступая так из неуважения, то такой мусульманин становится неверующим. Его следует призывать покаяться, и если он откажется каяться, наказанием такому человеку может быть смертная казнь.
Для мусульманина, который знает, что не разрешено совершать намаз без омовения, но все равно так делает по причине своей халатности, это все равно будет засчитано как куфр – так считает Абу Ханифа. Большая часть мусульманских ученых богословов не склонны считать неверующим человека, который так поступает, но согласны с тем, что это большой грех. Они сравнивают такой грех с прелюбодеянием.
По мнению имама ан-Навави, такой человек не становится неверующим, но совершает большой грех.
Человеку, который совершил намаз без омовения, следует покаяться, попросить прощения у Всевышнего и сделать намерение такой грех в будущем не совершать. После этого верующему следует повторить тот намаз, который был совершен без омовения. Необходимости принимать ислам снова нет, ведь Всевышний принимает покаяние тех своих верующих, которые к Нему обращаются.
Как совершать намаз без омовения, если не можешь его взять?
Одним из наиболее частых вопросов является тот, который касается совершения намазом инвалидами, которые не могут совершать омовение перед каждым намазом по причине своей недееспособности, также не могут совершать таяммум. Как поступать таким людям и достаточно ли им совершить омовение утром при помощи других людей, будет ли действительно такое омовение в течение дня?
В ответ на это прежде всего следует сказать, что религия ислама стремится к тому, чтобы дать человеку по силам его и не возлагать на него тех обязанностей, которые он не может выполнять. В Священной Книге Коран приведены слова Всевышнего: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (сура 2:286).
Ответом на этот вопрос может стать также то, что Всевышний ниспослал людям возможность совершать ритуальное очищение землей или таяммум, учитывая слабость некоторых мусульман и неспособность совершать омовение. Но если и ритуальное очищение землей для человека является непосильным, то такой человек может совершать намаз и без омовения или таяммума.
Человек, страдающий недугом и не способный совершать очищение перед каждым намазом, может совмещать два намаза, будучи в состоянии ритуального очищения. Таким людям достаточно совершить таяммум, насколько он в состоянии.
В хадисе, переданном со слов Аиши, рассказывается о случае, когда Аиша взяла взаймы ожерелье у Асмы, но после потеряла его. Пророк Мухаммад ﷺ послал на поиски ожерелья человека, и этот человек нашел украшение, и в пути как раз наступило время намаза, но отсутствие воды и земли, чтобы очиститься, вызвало у них затруднение. Когда об этом рассказали Пророку Мухаммаду ﷺ, был ниспослан аят, в котором рассказывалось о таяммуме. В еще одной версии этого хадиса рассказывалось о том, что путники, которых отправили на поиски, совершили намаз без омовения.
Из этого можно сделать вывод, что при отсутствии возможности совершить омовение или очищение мусульманин может сделать намаз и без омовения.
Главный вывод, который должен сделать мусульманин из ответов на вышеуказанные вопросы, - это то, что при совершении намаза без омовения верующий должен возместить данный намаз и совершить его еще раз, но уже с соблюдением всех норм.
В качестве довода к этому положению приводят слова Ибн Рушда (внука) аль-Малики, который сказал, что именно к такому выводу пришли в большинстве своем мусульманские ученые: верующий, помолившийся без омовения, должен намаз переделать, и это не зависит от того, по халатности он так поступил или намеренно.
Такую же позицию высказывал Абу Закария ан-Навави аш-Шафии: относительно необходимости возмещения намаза мусульманские ученые единогласны, как единогласны и в том, что намаз, совершенный подобным образом, не будет считаться действительным.