52 дня после смерти у мусульман
- Мусульманин при смерти
- Процедура подготовки к похоронам
- Кто совершает гусль над покойным мусульманином
- Оборачивание в саван
- Джаназа за ребенка умершего в утробе матери
- Сопровождение к могиле
- Захоронение и могила
- Чтение джаназа-намаза
- Сколько дней длятся соболезнования родственникам
- Почему мусульмане отмечают 52 дня после смерти?
О том, как, согласно Сунне, должны проходить мусульманские похороны, известно далеко не всем мусульманам. И очень часто действия мусульман расходятся с теми требованиями, который предписывает шариат.
Процесс похорон мусульманина необходимо описать детально, причем важно понимать, что процесс похорон начинается с момента смерти и оканчивается в тот момент, когда могилу человека засыпают землей.
Мусульманин при смерти
Человека, находящегося при смерти, близкие должны положить так, чтобы его лицо было обращено к Кибле, на правый бок. Если придать ему такое положение затруднительно, то умирающего мусульманина близкие кладут на спину, приподнимают его голову таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Киблы.
Сунной является напомнить умирающему, чтобы он повторял «ля иляха илляЛлах» - слова шахады. Ни в коему случае нельзя заставлять его это делать, но важно постоянно в течение дня напоминать ему об этом в мягкой форме, подсказывая, не проявляя излишней настойчивости и не говоря напрямую «Скажи то-то и то-то!». Как сказано в хадисе Муслима, «Напоминайте вашим умирающим [слова]: ля иляха илля Ллах».
Перед умирающим мусульманином не является сунной читать суру «Йа Син». Желательно говорить умирающему о том, что все его грехи будут прощены Аллахом за веру его в Единобожие и напоминать о том, что Аллах милостив и всепрощающ.
Процедура подготовки к похоронам
После смерти глаза покойного надо закрыть, челюсть его связать специальной повязкой таким образом, чтобы не оставить открытым его рот. На его живот рекомендуется положить что-то не очень большое, но тяжелое, чтобы живот не вздулся, суставы его необходимо размягчить. Одежду после наступления смерти с умершего надо снять, после чего уложить на что-то, что будет приподнято над землей, или на кровать.
Мусульманам следует выполнить ряд обязанностей по отношению к усопшему человеку. Важно безотлагательно выполнить четыре важные вещи:
- Тело покойного предписано омыть, совершив гусль;
- затем тело оборачивают в саван, совершая такфин;
- после этого совершают заупокойную молитву;
- затем хоронят.
Эти четыре дела – обязанность коллективная, то есть фардулькифая, для мусульман того населенного пункта, где умер покойный мусульманин. Эти действия важно выполнить обязательно по наступлении смерти, иначе грех от неисполнения их ляжет на всех жителей-мусульман в этом населенном пункте.
Кто совершает гусль над покойным мусульманином
Гусль или полное омовение усопшего мусульманина совершается в первую очередь. Обязательно мужчину мусульманина должен омывать мужчина, женщина должна омывать женщину. Исключение может быть сделано только для мужа и жены – в случае смерти они могут омывать друг друга.
В случаях, когда некому купать мусульманина-мужчину, кроме посторонних женщин, либо некому купать женщину, кроме посторонних мужчин, то купание совершать не нужно, а вместо него должно совершаться таяммум, то есть омовение пылью. За исключением таких случаев, омовение для каждого умершего мусульманина или мусульманки обязательно. Это правило не касается только шахидов, то есть тех мусульман, что погибли в сражениях за возвышение Слова Всевышнего Аллаха.
Оборачивание в саван
В соответствие с Сунной, обязательный минимум такфина - это заворачивание всего умершего в саван. Аврат умершего необходимо обязательно покрыть. Если умер мужчина, то его желательно заворачивать в три белых покрывала, покрывала других цветов лучше не использовать. Каждое из этих покрывал должно полностью закрывать все тело умершего – так того требует предписание, которое передано в хадисе от Айши.
Если умерла женщина, то ее заворачивают в пять покрывал, причем одним из них покрывают туловище пониже пупка, во второе покрывало заворачивают голову, в третье покрывало заворачивают ту часть туловища, что находится повыше пупка, и двумя оставшимися покрывалами закрывают у женщины все тело. Именно так, как гласит хадис, повелел Пророк Мухаммада ﷺ завернуть умершую дочь свою Уммукульсум после ее смерти. В случаях же, когда умер паломник, будучи в состоянии ихрама, при заворачивании нужно оставить открытым его лицо.
Джаназа за ребенка умершего в утробе матери
При захоронении выкидыша важно учитывать такие моменты: если признаков жизни от выкидыша не исходило, то есть не было слышно крика или иных проявлений того, что родившийся жив, то в этом случае не нужно ни купать, ни заворачивать плод, а также за него не нужно читать заупокойную молитву. Такой плод следует завернуть в саван и похоронить.
В случаях же, когда от выкидыша был слышен крик, когда от него исходили какие-то еще признаки жизни, то за него следует совершить заупокойную молитву, а также соблюсти все те требования, о которых было сказано ранее, то есть в данном случае различия между выкидышем и взрослым человеком делать не нужно. Об этом в хадисе Ибн Маджа передается следующее: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».
Сопровождение к могиле
Непосредственно процедура похорон включает в себя такое понятие, как сопровождение носилок до места, где будет захоронен умерший. Такое сопровождение для мужчин желательно. Мужчины обязаны присутствовать на похоронах ровно до того момента, пока не будет засыпана могила полностью. В качестве доказательства такого требования приводятся слова Пророка Аллаха ﷺ, который, судя по хадису имама Бухари, сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». И пояснил, что два кирата – это две огромные горы награды от Всевышнего.
Для женщин в данном случае является нежелательном присутствовать на похоронах и участвовать в похоронном процессе. И хадисы имама Ибн Маджа, имама Муслима и имама Бухари подтверждают это.
Носилки с усопшим следует нести аккуратно, но быстро, следя за тем, чтобы они сохраняли равновесие и покойный не выпал из них. Носилки следует накрыть покрывалом, желательно, чтобы они были закрытыми. Если хоронят женщину, то это требование должно быть соблюдено неукоснительно.
Во время несения носилок разговаривать, тем более громко или на повышенных тонах, не следует. Идти можно перед носилками, немного в стороне от них, а можно сопровождать носилки, находясь по бокам от них или сзади.
Если сосед или родственник мусульманин участвует в похоронной процессии, провожая в последний путь немусульманина, то в этом ничего нежелательного нет, согласно высказыванию некоторых ученых.
Захоронение и могила
Во время самой процедуры захоронения важно обратить внимание, чтобы могила была вырыта на нужную глубину: ее минимальной глубиной является такая, чтобы захороненное тело не смогли раскопать животные, а ее длина должна быть такой, чтобы человек поместился в ней во весь свой рост с вытянутыми вдоль туловища руками. Ширина же могилы составляет семьдесят-восемьдесят сантиметров, если нестандартная фигура человека не требует больше.
Тело в могилу необходимо положить на правый бок, лицом оно должно быть направлено в сторону Киблы, а щека должна быть прижата к земле.
В случае, если твердая земля, можно даже в той стене могилы, которая находится на стороне Киблы, вырыть нишу, углубление, в которое и положить тело, а затем заложить эту нишу досками или тонкими камнями таким образом, чтобы земля не осыпалась на положенного туда человека. Это трудно будет сделать, если земля не будет достаточно твердой и будет осыпаться. В таких случаях покойника просто кладут на дно могилы, а сверху точно также, только с помощью подъёма при помощи кирпичей, закладывают досками.
Тело в могилу должно заноситься вперед головой, его заносят оттуда, где будут лежать ноги покойного. При совершении этого действия те, кто это делает, должны произносить «БисмиЛляхи ва ‘аля суннати расулиЛляхи». Желательно, если в могилу будут спускаться близкие умершего. Это особенно важно при похоронах умершей женщины.
Чтение джаназа-намаза
При произнесении погребальной молитвы (джаназа-намаз) надо учитывать, что без проведения гусля и заворачивания в саван умершего такая молитва не будет считаться действительной.
Молитву за упокой души предписано совершать стоя. Произносящий молитву четырежды воздевает руки вверх, как это совершается при обычной молитве, и произносит такбир. Первый раз произнесение такбира сопровождает выражение намерения совершить за конкретного покойного заупокойную молитву.
После произнесения первого такбира тот, кто молится, должен сложить на груди руки, как это делает при обычной молитвы, и начинает читать суру «АльФатиха». После прочтения суры совершается второй такбир, во время которого руки поднимают до уровня мочки уха, а затем снова складывают руки на груди во время чтения благословения Пророку Мухаммаду ﷺ в любой из тех форм, которые приведены в Сунне.
После чтения благословения совершается третий такбир, молящийся после этого складывает на груди руки и читает за покойного дуа. Эта часть во всей молитве за упокой души является самой главной.
После совершения дуа молящийся должен прочитать четвертый такбир, затем он вновь складывает на груди руки и читает общий дуа для мусульман. После чтения этого дуа совершается таслим, как в обычной молитве салам дает с направо и налево. Форма совершения молитвы соответствует мазхабу имама аш-Шафии.
Еще раз необходимо обратить внимание, что молитва за упокой души совершается полностью стоя, и во время нее ни поясные, ни земные поклоны не отдаются. Не дозволяется читать заупокойную молитву за неверующего, атеиста.
Сколько дней длятся соболезнования родственникам
При выражении соболезнования родственникам и близким умершего следует придерживаться следующих правил. Семье покойного соболезнования желательно выражать не более, чем в течение трех ней после смерти члена семьи, чтобы после не напоминать лишний раз о случившемся в семье горе. В случае же, если человек в течение трех дней после смерти покойного отсутствовал и не имел возможности выразить соболезнование лично, то на его случай это правило не распространяется.
Выражать соболезнование повторно не следует, поэтому лучше, если соболезнования будут выражены уже после того, как усопший будет захоронен. Если семья покойного подавлена сильно горем, то можно сделать это раньше погребения. Соболезнование по шариату выражает призыв к терпению, которое будет вознаграждено Аллахом, а также к тому, чтобы совершить дуа о прощении грехов умершему.
Почему мусульмане отмечают 52 дня после смерти?
Что же касается тех вопросов, которые периодически возникают в связи с порядком проведения похорон, то при их проведении лучше опираться на достоверные источники, основными из которых являются хадисы. Но у целого ряда народов существуют свои нововведения и изменения, которые не находят подтверждения в шариате. Для того, чтобы понять, что из обычаев является истинными предписаниями шариата и ислама, а что было придумано людьми и является нововведением, достаточно опираться на вышеприведенную информацию.
К подобным нововведениям относится и вопрос относительно того, что обозначают поминки спустя 52 дня после смерти мусульманина, и каким образом по исламу нужно проводить в эту дату поминки. 52 дня после смерти мусульманина – это понятие никак не отражено в исламской традиции и в шариате, поэтому говорить о том, что оно является желательным или нет, нельзя.
К запретным в исламе новшествам относят и отмечание 3, 7, 40 дней после смерти мусульманина или любой другой даты. Традиция посещать могилу на кладбище утром и в послеобеденное время каждый день до истечения определенного срока и чтения на кладбище определенных сур Корана тоже является новшеством, не имеющим ничего общего с традициями шариата. На такие обычаи и традиции нет никаких указаний в исламе: ни в Коране, ни в Сунне, ни в одном из хадисов, и даже в трудах, которые писали сами нововведенцы.
В шариате для поминок на 52 день после смерти у мусульман нет никакого упоминания и никакой основы. Много говорят о том, что не рекомендуется накрывать поминальные столы и устраивать поминки, то есть застолье в печальный день: созывать гостей в дом можно в праздник. То есть это новшеством в исламе можно считать таким же запретным, как указанные как запретные имамом ан-Навави новшества.
Шариат также ничего не предписывает относительно таких поминальных традиций ни на третий день, ни на седьмой или девятый день, ни на день сороковой или пятьдесят второй, как резание животного в тот момент, когда выносят покойного из дома, как чтение в четырех углах сур и многих других, получивших в последнее время в некоторых регионах широкое распространение. В шариатских книгах ничего об этом ученые не пишут. Проведение поминок на третий день, на седьмой день или поминки спустя 40 или 52 дня после смерти у мусульман, не является ширком, но является бидгатом, поскольку основы в исламском шариате для таких действий нет – ни в Сунне, ни в Коране. Но зато есть упоминания, доказывающие, что делать поминки не стоит ни в какой день. Джарир ибн Абдулла аль-буджали в достоверном хадисе говорит: «…мы считали собрание у семьи умершего и накрывание на стол в честь него (в день похорон) после его похорон из ряда нияха», где под словом «нияха» подразумеваются причитания и крики, которые в Исламе запрещены.
Для правильного проведения похорон, которые бы полностью соответствовали шариату, достаточно того, что приведено выше.
Спасибо!
Мы подготовили цикл уроков на данную тему. Вы можете ознакомиться с ними в разделе "учиться" на предмете "акыда"
Что касается милостыни (садака) за усопшего, то это разрешается.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она была могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если я сделаю это за неё?”, – (и в ответ ему) он сказал: “Да”». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат».
Аллаху а'лям!
Минута молчания, стоя, в качестве траура и приветствия павших героев или великих усопших людей, относится к числу нововведений, так как этого не было ни при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни в эпоху его сподвижников или праведных предшественников, и не согласуется с шариатом Аллаха.
Аллаху а’лям!
Имамы четырех мазхабов порицали приготовление пищи родственниками усопшего, а некоторые из них запрещали это.
Имам ан-Навави сказал: «Что касается приготовления пищи семьей усопшего и собрания людей ради приема пищи, то это ничем не подтверждается, а потому является ересью, которая не приветствуется». См. Раудату ат-Талибина (2\145).
Данное мероприятие связано с обрядами той или иной религии, а поэтому мусульманам запрещается проводить поминки под любым предлогом.
Аллаху а'лям!
Обычай справлять поминки не узаконен в Исламе. Это является религиозным новшеством и обычаем времён невежества, и аргументом в пользу этого являются слова сподвижника Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным». Об этом сообщили Ахмад и Ибн Маджа, но в версии последнего нет слов «после похорон». Шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.
Аллаху а'лям!
Если вы не можете вернуть долг кредитору, по причине его смерти, то верните их его наследникам, если таковые имеются. Если нет наследников, то раздайте эти деньги нуждающимся от имени усопшего, если он был мусульманином.
Аллаху а’лям!
Ислам запрещает суеверие и дурные приметы. Что касается добрых знаков, то это разрешается, потому что это относиться к оптимизму и хорошим мыслям об Аллахе.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил хорошие предзнаменования. Сообщается от Анаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не существует плохих примет, а доброе предзнаменование мне нравится» (Аль-Бухари, Муслим).
Аллаху а’лям!
Если вы имеете в виду чтение Корана над мертвым или над его могилой, то это является новшеством. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники не читали Коран на могилах.
Если же вы имеете в виду чтение Корана с намерением подарить награду за чтение усопшему, то в этом вопросе есть разногласие.
Одни ученые, в том числе имам Ахмад, считали, что награда за чтение Корана доходит до мертвого, также как доходит награда за ду’а, садака и хадж, на что есть доказательства в шариате. Другие ученые, в том числе имам аш-Шафии, считали, что такая награда не доходит до мертвого, так как нет конкретных доказательств на это, кроме аналогии.
А поэтому те виды поклонения, которые не подкрепляются доводом, как чтение Корана за мертвого, чтение зикров или намаза за мертвого, лучше не делать самому, но, при этом не порицать и не обвинять в заблуждении тех, кто поступает так.
Аллаху а’лям!
Траур женщины по случаю кончины ее отца длится не более трех дней.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: ‹Не дозволено женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, соблюдать траур свыше трёх дней по кому-то, кроме мужа, — по нему она должна соблюдать траур четыре месяца и десять дней›”». Привел Абу Дауд.
Аллаху а’лям!