Джамаат намаз

джамаат намаз

  1. Правила совершения джамаат намаза
  2. Кому следует стать имамом на джамаат-намазе?
    1. Особые положения джамаат намаза относительно личности имама
  3. Как делать имаму Джамаат намаз
  4. Условия и порядок следования за имамом
    1. Порядок совершения коллективной молитвы для джамаата
    2. Прочие особенности молитвы с джамаатом
  5. Мусульманские женщины на коллективном намазе
  6. Кому можно не посещать джамаат молитву?

В мусульманской общине получила широкое распространение практика, когда мусульмане совершают намаз коллективно. Это называется джамаат-намаз, то есть молитва, совершаемая коллективно.

Пророк Мухаммад говорил о том, что совершение намаза коллективно принесет верующему высокую награду от Всевышнего Аллаха. В одном из хадисов, переданном в сборниках Муслима и аль-Бухари, цитируют слова Посланника Аллаха о том, что совершенный мусульманином в джамаате намаз лучше совершения намаза в одиночестве в двадцать семь раз!

Мусульманину необходимо знать о джамаат намазе и как его делать, чтобы получить довольство Аллаха и приобрести огромную награду.

Правила совершения джамаат намаза

При совершении джамаат-намаза следует придерживаться целого ряда правил:

  • не разрешено мужчине мусульманину следовать за ребенком или женщиной,
  • не следует джамаату следовать за тем, кто по состоянию своего здоровья, из-за болезни, постоянно нарушает малое омовение.

Для имама, выступающего во главе джамаат намаза, также предусмотрены определенные правила:

Муктади, то есть тот человек, который следует за имамом, должен также соблюдать определенные правила:

  • следует совершить намерение, включающее в себя решимость следовать за имамом

Еще есть правила, которые касаются мусульман, которые опоздали к началу намаза и присоединился к джамаату позже:

  • для того, чтобы мусульманина считали успевшим на определенный ракаат, он должен успеть присоединиться к джамаату, пока имам находится в руку’, то есть поясном поклоне;
  • если мусульманин не успевает присоединиться к имаму, пока имам находится в руку’, то он считается пропустившим данный ракаат;
  • когда человек присоединяется к имаму, ему следует произносить первый такбир (слова "Аллаху Акбар"), оставаясь стоять на ногах.

Если человек пропустил один ракаат или несколько ракаатов из намаза (масбук):

  • в процессе последнего сидения этому мусульманину следует прочитать только “Ат-тахият” и подождать имама, а как только имам начнет произносить второй салям, масбук должен встать на ноги и пропущенные ракааты возместить;
  • пропустив все ракааты, масбук должен совершить все ракааты, поскольку он присоединяется к имаму только в конце намаза;
  • если совершают када-намазы, пятикратный намаз, джума-намаз, то прочитать икамат и азан для мужчины – это сунна-муаккада. Но не следует повторно читать слова азана и икамата, если в ходе намаза в мечети их уже прочитали.

Кому следует стать имамом на джамаат-намазе?

намаз джамаатом

В хадисе, переданном Ан-Насаи, Абу Даудом и Ахмадом, есть слова о том, что если трое мусульман, находясь в своем селении либо в пустыне, не совершают джамаат-намаз, то это указывает на то, что их отношения нарушены пробежавшим между ними шайтаном. Мусульманам, верующим в Аллаха и Пророка Мухаммада , следует объединиться, иначе подобно одинокой овце они могут стать жертвами кровожадного волка.

Для совершения джама намаза необходимо выбрать руководителя, то есть человека, который будет вести намаз и являться представителем данного джамаата перед Аллахом. таким человеком будет имам, и в одном из хадисов, переданных имамом Аль-Байхакы, есть слова о том, что имамом должен быть избран лучший из числа джамаата.

Выбирать имама следует по тому, насколько он обладает знаниями Сунны Пророка и Шариата. Важным критерием является знание мусульманином, претендующем на звание имама, Священной Книги Коран. Также следует выбирать из числа наиболее богобоязненных мусульман и тех, кто является наиболее старшим человеком среди присутствующих.

Особые положения джамаат намаза относительно личности имама

Имамом имеет право быть тот, кто не совершил омовение ног, но совершил масх, даже если в этой общине есть такие люди, которые совершали малое омовение.

Имеет право быть имамом тот мусульманин, который читает молитву сидя, даже если в джамаате есть те, кто читает молитвы стоя. По этому вопросу ссылаются на хадис, переданный Аль-Бухари, в котором есть упоминание о том, что Пророк Мухаммад сидел, совершая молитву, а община стояла позади него.

Но не может быть имамом тот, кто совершает намаз с помощью жестов по причине неспособности совершить молитву полноценно. Также им не может выступать человек, который имеет хронические заболевания, влияющие на его омовение. Женщина, у которой случаются хронические кровотечения, не может быть в молитве предстоятелем для других женщин.

Кто совершает фард намаз (обязательный) может стать имамом для читающего нафль намаз (дополнительный).

Имамом не может быть неграмотный человек, если в джамаате присутствует человек, знающий хотя бы частично Священную Книгу Коран.

Имамом не может выступать неодетый человек, если в джамаате присутствуют одетые мусульмане.

Как делать имаму Джамаат намаз

  • совершить намерение, включающее в себя решимость выступить в джамаат намазе как имам;
  • вступительный такбир произносить громко, как и такбиры, начинающие каждое действие;
  • в намазах утренних, вечерних, ночных, пятничных и ряде других коллективных намазах в двух первых ракаатах суру «Аль-Фатиха» читать громко, как и те суры и аяты, которые следуют за ней;
  • завершив суру «Аль-Фатиха», слова «Амин» следует произнести вместе всем джамаатом, после чего мамумы могут прочитать про себя «Аль-Фатиха», а имам в это время должен прочитать другую суру Корана,
  • в процессе выхода их поясного поклона произносить слова «Сами‘аллаху лиман хамидах» громко, как и заключительный «Салям» при завершении намаза.

Условия и порядок следования за имамом

коллективная молитва в исламе

Есть ряд запретов на совершения намаза, которые следует соблюдать:

  • если намаз имама недействителен (например, известно, что у имама нет омовения, или имамом является несовершеннолетний ребенок, или известно, что имам является не мусульманином, или имамом встал человек лишенный рассудка, или будучи в алкогольном опьянении и т.д.), то нельзя совершать за ним намаз,
  • если имам не умеет читать «Аль-Фатиха», то нельзя следовать за таким имамом в джамаат намазе,
  • мужчина не может следовать за женщиной при совершении молитвы,
  • нельзя следовать в молитве за имамом, которые совершает лишние ракааты намеренно,
  • нельзя вставать перед имамом, даже если вы совсем немного выступаете вперед,
  • коллективная молитва будет засчитана нарушенной, если верующий самовольно опередит или отстанет от имама в своих действиях на два несловесных рукна,
  • греховным считают опередить имама на один рукн.

При совершении намаза верующий должен:

  • стоять за имамом;
  • в сердце своем иметь намерение следовать за имамом;
  • вступительный такбир произносить после того, как имам произнесет его;
  • переходить вместе с коллективом в следующую позицию в намазе только после того, как имам перейдет в эту позицию;
  • не опережать имама во время намаза в действиях;
  • в случае, если верующий опередит имама в действии ненамеренно, ему следует вернуться в положение исходное и ожидать, пока имам не закончит данное действие, и после этого должен следовать за действиями имама.

Маъмуму, то есть молящемуся позади имама, разрешается отстать от имама даже на три длительных рукна, если у него есть уважительная причина его отставания от действий имама, такая уважительная причина называется узру – к ней может относиться недуг, не позволяющий быстро совершать действия. К длительным рукнам относят все арканы намаза, кроме итидаль, то есть выхода из поясного поклона, а также сидение между двумя земными поклонами.

Порядок совершения коллективной молитвы для джамаата

  • присутствующий на коллективной молитве мусульманин или мусульманка должны делать ният или намерение;
  • после намерения имам начинает молитву словами «Аллаху акбар», присутствующие верующие также поднимают руки вверх и повторяют такбир;
  • далее «Субханака» или дуа вступления в молитву читает имам про себя, и джамаат читает так же. Далее имам про себя читает «Аузу биЛляхи мин аш-шайтани ар-раджим», «Бисмилляхи ар-Рахмани ар-Рахим», а затем совершает чтение Корана или кыраат;
  • имам читает суру «Аль-Фатиха» вслух при совершении 2-х первых ракаатов в субх или фаджр намазе, магриб намазе и иша намазе, также читает эту суру в каждом ракаате витр намаза, а также в 2-х ракаатах джума и праздничных молитвах, а также читает вслух все дополнительные аяты и суры – все собравшиеся должны слышать его;
  • имам должен вслух читать такбиры, салямы и тасми’ (слова «самиаЛлаху ли ман хамидах»);
  • шепотом имам должен произносить: 3-й ракаат магриб намаза, 3-й и 4-й ракааты иша намаза;
  • в зухр намазах, аср-намазах все такбиры, салямы и тасми’ читают вслух, но шепотом читают Коран и «Субханака»;
  • по Сунне, в субх намазе (утреннем намазе) имаму следует читать в 1-м ракаате аятов больше, чем во 2-м ракаате, поскольку это позволяет присоединиться к джамаату в начале богослужения большему количеству людей;
  • джамаату следует произносить про себя такбиры. Когда имам выпрямляется из руку’, ему следует вслух сказать «СамиаЛлаху лиман хамидах», а про себя сказать «Раббана ва лакяль хамд». Абу Ханифа считал, что имаму не следует произносить слова «Раббана ва лакяль хамд» - это должны читать только джамаат.
  • в процессе первого сидения имаму и джамаату следует читать только «ат-Тахият» шепотом, а в процессе второго сидения также следует читать салават пророку «Аллахумма салли аля Мухаммад…» и «Аллахумма барик аля Мухаммад». Желательно также прочитать дуа, например «Раббана атина…»
  • джамаату следует шепотом сказать салям вместе с имамом, когда он отдает салям вслух сначала вправо, а затем влево.

Все требования и условия, которые предъявляют к совершению джамаат намаза, имеют в своей основе указания Пророка Мухаммада , а также базируются на существующих между учеными единогласных мнениях, сформировавшихся на основании многовековых традициях ислама. Приводят слова Посланника Аллаха , который призывал мусульман совершать молитву так, как он сам совершал.

Прочие особенности молитвы с джамаатом

  • если двое мужчин совершают намаз, один из которых имам, то второй встает справа от имама и отступает немного назад,
  • если к такой молитве в ходе нее присоединяются и другие мусульмане, то имаму лучше сделать шаг вперед, чтобы обозначить себя, как предводителя в данной молитве;
  • если на джамаат намазе присутствует только одна женщина, то ей следует встать позади имама;
  • если община смешанная, то есть в джамаате присутствуют как женщины, так и дети, то мужчинам следует выстроиться позади имама, после этого следует поставить детей, а за детьми должен следовать ряд женщин.

Мусульманские женщины на коллективном намазе

У ученых факихов нет единого мнения по поводу присутствия женщин мусульманок на джамаат намазах. Абу Ханифа считал нежелательным участие в намазах молодых девушек, но считал допустимым участие в коллективных намазах пожилых женщин, на которых нет украшений, и только на намазе вечернем и ночном. Ученики Абу Ханифы Мухаммад и Абу Юсуф придерживались позиции, что таким женщинам следует позволить присутствовать на всех намазах в мечети. Другие имамы придерживались другой точки зрения и дозволяли женщинам присутствовать на коллективных молитвах.

Относительно участия в джамаат намазах молодых женщин ученые сходятся во мнении, что это нежелательно, но запрета на это нет. Приводят слова Посланника Аллаха в хадисе, переданном Аль-Бухари: «Не объявляйте запрещённым присутствие рабынь Аллаха в Его мечетях».

Следует рассматривать этот вопрос с точки зрения физической и нравственной безопасности как для самих женщин, так и для их семей, а также с точки зрения поддержания общественного порядка.

Также мусульманские ученые богословы, представляющие некоторые мазхабы, считают нежелательным, чтобы женщины проводили намазы отдельной общиной, хотя существует мнение, что это даже желательно.

Если в мечети совершают молитвы женщины одной общиной, то женщине имаму следует встать не перед рядами женщин, а в центре первого ряда, чтобы она находилась на одном уровне с другими участницами намаза.

Кому можно не посещать джамаат молитву?

Существует ряд причин, по которым человек может не посещать джамаат молитву:

  • наличие неблагоприятных погодных условий в виде сильного ветра или дождя, сильного холода или невыносимой жары, непроходимой грязи и слякоти;
  • наличие у человека сильного голода или жажды;
  • наличие у человека прогрессирующего недуга, вследствие которого он может потерять трудоспособность всего тела или какого-либо органа;
  • домогательства кредиторов или желание человека избежать ареста или наказания в случае, если отправится в мечеть;
  • неприятный запах из-за съеденной острой пищи или рыбы, других остро пахнущих продуктов;
  • необходимость находиться возле больного члена семьи, которого нельзя оставлять без присмотра;
  • слепота и отсутствие человека, который мог бы сопровождать мусульманина на молитву;
  • необходимость провести определенные приготовления покойника, обмывание, организация похорон;
  • землетрясение;
  • необходимость сна для человека, если он долгое время не имел возможности спать;
Обсуждение
Ас-саляму алейкум Что делать, если имам начал давать Салям, а я только начинала читать Салават? Нужно ли завершить чтение салавата сразу? И будет ли в таком случаи считаться мой намаз ?
inndog97 , 15 июня в 02:26, №83206
Ассаляму 1алейкум Варах1маттулох1и Вабаракатух1у, вопрос. Можно ли двум кровным братьям в доме совершать фард намазы в Джамаате? И как в этом случае стоит становиться одному из них, тоесть рядом с имамом или позади него?
Одному из них 16 лет, другому 19 лет.
makszas095 , 27 июля в 02:52, №84330
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Имам поставлен, для того чтобы люди следовали за ним, а поэтому он должен дать им возможность выполнять правильно не только фарды намаза, но и желательные слова и действия со смирением и спокойствием.

Дочитайте салават, а затем произнесете слова приветствия.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 15 июня в 11:37, №83223
Уа алейкумуссаляму уа рахматуллахи уа баракатуху!

Да, можно. Молящийся с имамом мужчина (ма’мум) встает с правой стороны на одном ряду с имамом, на это указывает хадис ибн Аббаса.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Однажды, я остался на ночь в доме Маймуны, моей тёти со стороны матери. Ночью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал, и развязав бурдюк (с водой) совершил омовение. Затем он завязал бурдюк и встал на молитву. Я тоже встал, и также совершил омовение, как это сделал он, затем пришёл и встал слева от него, но он взял меня правой рукой и провел сзади и поставил справа от себя и затем я помолился с ним». Привели аль-Бухари и Муслим.

Большинство ученых запрещают ма’муму выступать вперед перед имамом, и поэтому некоторые ученые, в том числе шафииты, высказали мнение о желательности отступить ма’муму немного назад от имама.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 27 июля в 10:55, №84336