Воспитание детей в исламе

Воспитание детей в исламе

  1. Важность воспитания
  2. Методология успешного воспитания
    1. Праведные супруги
    2. Зачатие ребенка
    3. Беременность
    4. Рождение
    5. Азан и икамат новорожденному
    6. Наречение именем
    7. Акика
    8. Кормление грудным молоком
  3. Советы по воспитанию
    1. Обучение Корану и исламу
    2. Праведные дела и поступки ребенка
    3. Образование
    4. Дозволенный заработок
    5. Дуа за детей

Воспитание детей по хорошим этическим нормам – залог радостных дней в жизни их родителей, их будущего счастья, ведь оно напрямую зависит от того, насколько ты смог дать благонравное воспитание своим детям. В доме тех родителей, где выросли воспитанные дети, царит покой, а там, где дети правильного воспитания не получили, будут постоянные тревоги, беспокойство и заботы.

Важность воспитания

Воспитание детей в исламе является фардом (обязанностью) для родителей и занимает одно из важнейших мест в поклонении мусульманина. Счастье на том свете также зависит от умения человека воспитывать свое потомство, ведь если дети будут воспитаны оторванными от исламской веры, то их родители понесут бремя ответственности за свою небрежность в вопросе воспитания детей по Исламу, а правильное воспитание является гарантией обретения счастья и в этом мире, и в том, удержанием от вступления на неправильный путь.

Необходимо обратить особое внимание, что в процессе воспитания детей, их обучения и образования должны принимать участие оба родителя. Первое свое воспитание согласно исламской традиции дети получают от матери, так как первые годы своей жизни они более привязаны к матери, особенно при грудном вскармливании. Отец также занимает важное место в воспитании, являясь примером для подражания. Правильно воспитать ребенка возможно соблюдая методолгию воспитания, придерживаясь исламских принципов и сунны Пророка Мухаммада , сохраняя семейный очаг от внутренних конфликтов, являя собой пример для подражания у вашего ребенка. 

Методология успешного воспитания

В процессе воспитания собственных детей следует опираться на определенные нравственные пути и этические нормы ислама, и только в этом случае они вырастут физически и нравственно здоровыми.

Праведные супруги

Первое, на что ислам указывает обратить внимание, это выбор жены, то есть матери для своих будущих детей. Для воспитания праведного потомства важно, чтобы мать ваших будущих детей была привержена Исламу и имела хорошее происхождение. Вспомним слова Пророка Мухаммада , который говорил, что при выборе супруги следует принять во внимание четыре фактора: ее знатность, богатство, религию и красоту, но выбрать в итоге следует ту, которая неукоснительно придерживается религиозных заповедей.

Выбирая жениха для своей дочери, родители должны сделать выбор в пользу верующего мусульманина, который понимает религию ислама, совершает намаз и соблюдает остальные предписания Ислама. Если есть на примете такой человек, то нет ничего дурного в том, чтобы говорить ему о своем желании выдать за него замуж дочь. Выдать дочь замуж – это очень ответственное и важное дело, к которому родители должны проявить максимум внимания. Это даже гораздо важнее, чем выбор невесты при женитьбе сына, ведь сын, женившись неудачно, еще имеет шанс исправить жену, но вот девушка, которая выдана замуж за плохого человека, не сможет изменить свою судьбу и, возможно, до конца жизни вынуждена будет мириться с плохим характером и недобропорядочным поведением своего супруга.

В исламе не важен день, на который планируется заключение брака. И не будет лучше, если для этого события будет выбрана пятница в месяц шаваль, или, чтобы бракосочетание было заключено в мечети и до полудня, как утверждают некоторые люди. Если во время бракосочетания будет присутствовать группа праведных мусульман, то это только поощряется. Сама же свадебная церемония и праздник, которые следует за этим, не должны выходить за рамки правил, установленных Шариатом. Приглашены на свадьбу должны быть люди хорошие, благочестивые, бедные. Не возбраняется на свадьбе выразить свою радость дозволенным по исламу способом, воздать благодарность и хвалу Аллаху за ту милость и благо, которое он подарил молодым, а затем прочитать соответствующую случаю молитву.

Зачатие ребенка

Желательно перед тем, как наступит момент сближения, прочитать мольбу, указанную Пророком Мухаммадом : «Бисмилляхи! Аллахумма джаннибна-шшайтана ва джанниби-шшайтана ма разактана», в которой супруги просят Аллаха отдалить от шайтана их самих и детей, которыми Всевышний соблаговолит их одарить. То, в каком состоянии в момент оплодотворения находились родители, имеет в исламе большое значение для малыша и его будущего.

Беременность

Во время беременности будущая мать должна посвящать время свое богослужению, пребывать постоянно в молитвах, совершать намазы и поминать Всевышнего. Если она принимает пищу, то делать должна это, поминая имя Аллаха, говоря «Бисмиллях», и избегать пищи сомнительной и запретной. Также необходимо посвятить больше времени чтению Корана, ведь чтение аятов Корана благотворно сказывается на ребенке в утробе матери.

Рождение

Когда рождается младенец, следует не просто выражать свою радость, но возблагодарить Аллаха за этот дар, и можно прочесть следующее дуа из Корана: «Рабби ля тазарни фарадан ва кана хайру аль-варисин. (Господи! Не оставляй меня одиноким, и ты - Наилучший из наследников)» (Коран, 21: 89). «Рабби хаб лии мин ладунка зурриййатан таййиба иннака самиу дуа. (Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе)» (Коран, 3: 38), прося о том, чтобы малыш вырос благочестивым, прослушать данный аят с дуа Закарийи на арабском вы можете в данном аудиотреке:

Некоторые родители выражают большую радость, когда у них рождается сын, и выражают печаль, если рождается дочь. Этого делать не следует, ведь только будущее определит, дочь или сын будут полезнее для родителей, когда они вырастут. Девочка может дать семье больше пользы, она может выйти замуж за праведного человека, и в таких случаях родители получают гораздо большее вознаграждение за воспитание дочери и ее благочестие.

Азан и икамат новорожденному

Как только малыш родился, прочитайте ему призыв к намазу или азан в правое ухо, а призыв к началу намаза или икамат – в левое ухо, поскольку, как сказано в хадисе, это детей отдаляет от шайтана. После того, как малыш начнет произносить первые слова, важно начать учить его произносить «ля иляха илляллах», пока он не запомнит их и не научится их произносить. Когда же малыш начнет разговаривать осознанно, нужно научить его произносить наизусть короткие суры и аяты из Корана.

Наречение именем

После рождения младенца на седьмой день необходимо дать младенцу имя. Для мальчиков предпочтительнее всего брать имена Абдуллах, Абдур-Рахман или другие красивые имена. Хорошо также брать имена Ахмад, Мухаммад или имена других пророков, сподвижников Пророка , праведников или ученых. Укорачивать такие имена или искажать их порицается. Для девочек следует выбрать имена жен Пророка или дочерей. Подходят для девочки и такие имена, как Асия, Амина и Марьям. Об этом в хадисе переданном Абу Даудом и ибн Хиббаном говорится: «В Судный день вас и ваших родителей позовут по вашим именам, поэтому выберите красивые имена».

Акика

На седьмой, четырнадцатый или двадцать первый день после того, как родился малыш, следует резать барана, а мясо его раздавать как милостыню, совершая обряд ‘акика. За дочь следует резать одного барана, а за сына – двух баранов. Если в указанные дни бараны не были зарезаны с этой целью, то следует обязательно зарезать барана до наступления совершеннолетия – это сунна. Если же родители этого не сделали, то по наступлению совершеннолетия ребенок должен сам совершить этот обряд.

На седьмой день после рождения младенца с его головы желательно следует сбрить волосы, и эти в соответствии с тем, сколько весят сбритые волосы, столько же по весу раздают милостыню серебром или золотом.

Кормление грудным молоком

Очень важно, чтобы у младенца было материнское молоко, чтобы он без материнского молока не оставался, поскольку более крепкие и здоровые дети – это те, кто вырос на материнском молоке. И лучшим кормлением, согласно хадису пророка Мухаммада  является кормление грудным молоком до достижения ребенком 2-х лет.

Постепенно, когда дитя начнет подрастать, его следует начинать приучать и к другой пище, не отнимая от материнской груди, не лишая его молока матери, но постепенно отлучая его от груди таким образом, чтобы закончить кормление грудью, когда ему исполнится два годика. У большинства детей к этому времени организм уже становится более крепким, а также вырастают зубы.

Советы по воспитанию

  • Когда малыш начнет взрослеть, старайтесь при воспитании изучать его характер, и в зависимости от того, какие черты характера в нем начнут проявляться, проведите необходимые мероприятия по корректировке характера, учитывая детскую психологию при воспитании и индивидуальные особенности, которые будут соответствовать возрасту.
  • Пугать, злить детей нельзя, как и заставлять мучиться и страдать, стараясь добиться от них того, что вам нужно.
  • Изучите, что нравится малышу и подходит ему, и старайтесь совершать именно это, отдаляя от него то, что ему не нравится и вызывает дискомфорт.
  • Не действуйте по принципу: «Мой ребенок – мне виднее, что для него лучше». Руководствуйтесь в воспитании, прежде всего, его нуждами.
  • Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос благонравным человеком, то его необходимо оберегать от общения с теми детьми, которые имеют скверный характер.
  • Баловать детей нельзя, то есть не следует стремиться к тому, чтобы они все время изысканно питались, носили только дорогую одежду, поскольку это может привести к тому, что, повзрослев, они могут превратиться в алчного и капризного человека.
  • Кушать малыш должен научиться только правой рукой, и важно, чтобы он был приучен перед каждым приемом пищи произносить «Бисмиллях», а после того, как покушает, произносил «Аль-хамду лиллях».
  • Следует отучать детей от жадного взгляда на еду, малыш при приеме пищи не должен торопиться, не должен быть неумерен в еде.
  • Детей важно приучить носить одежду, которая одобрена Исламом, а девочки должны быть приучены с детства покрывать голову и не показывать окружающим свои волосы.

Человек, которого не воспитали как подобает в детстве, становится неуправляемым, безалаберным, упрямым, незаботливым, лживым и болтливым. Изменить потому такой скверный характер к лучшему будет категорически непросто.

Видео лекция о том как воспитывать детей по шариату:

Обучение Корану и исламу

В деле воспитания детей в исламе на родителей возлагаются обязанности привить им концепцию Единобожия, правильную акыду об Аллахе. Родители в процессе воспитания должны обучить своих детей исламу, всем обрядам поклонения, которые необходимы каждому мусульманину, чтобы приблизиться к Творцу.

Важно обучить ребенка правилам ислама, чтобы у него было полное понимание концепции таухида, к которой относиться легкомысленно недопустимо в любом возрасте, потому что именно ею устанавливаются границы ислама.

Вера в Аллаха или Иман включает в себя ряд основных понятий ислама, которым родители обязаны обучить своих детей. Это вера в существование Аллаха, в то, что именно Аллах – единственный Бог во Вселенной, Который является в ней высшим существом и превосходит в этой Вселенной все, что в ней есть. Это вера во владычество Аллаха и вера в поклонение Ему, в то, что только один Аллах достоин поклонения.

  • Когда малышу исполнится шесть лет, следует начать учить его совершению намаза, чтению Корана.

Обязательно отправьте его на учебу в медресе, познакомьте его с хадисами. Следует чаще рассказывать детям о таких личностях как пророки, сподвижники и табиины, особенно о Посланнике Всевышнего Мухаммаде , о таких сподвижниках, как Абу Бакр, Умар, Усман, Али и др, о табиинах и др. праведных предшественниках или саляфах, как Хассан аль-Басри, Умар ибн Абдуль-Азиз, великих мусульманских имамах, как Абу Ханифа, аш-Шафии, Малик ибн Анас, Ахмад бин Ханбал и прочих, а также об исламских ученых, как ибн Таймие, ибн аль-Кайиме, ибн Касире и др. Эти знания будут полезны детям еще и потому, что все эти личности являются для них примером, который научит их ценить отношения со Всевышним и вести праведную жизнь.

Не всегда просто будет детям запомнить историю жизни всех вышеупомянутых личностей, но знать их имена, а также то, за что они уважаемы мусульманами, родители обязаны. Посеяв в ранние годы семена уважения к вышеупомянутым личностям в детских сердцах, родители создадут тем самым все условия, чтобы их ребенок в будущем стремился сам узнать о них больше. Ребенку важна помощь взрослых в вопросе, какой образец для подражания избрать для себя, ведь, ориентируясь на этот образец, ребенок в дальнейшем будет моделировать свой характер и поведение.

Если родители в ранние годы посеют в сердцах детей семена уважения к этим личностям, то когда они станут старше, сами будут стремиться узнать о них.

  • Научите детей приветствовать правильно и тактично других людей, чтобы они знали, что при встрече следует пожать руку;
  • Ребенок должен быть приучен поминать Аллаха;
  • Использовать сивак, а также должен посещать мечеть, в том числе и для совершения намазов-таравихов и коллективных намазов.

Праведные дела и поступки ребенка

  • Обязательно уделите внимание тому, чтобы стимулировать детей на совершения добрых поступков и хороших дел.

Важно стимулировать одобрением, если ребенок совершает поступок хороший. Его следует поддерживать в стремлении совершать хорошие дела не просто добрым словом и одобрением, но и подарком, чтобы желание совершать хорошие поступки у него не иссякало.

Если же ваш ребенок однажды совершил плохой поступок и сам же старается скрыть этот факт от окружающих, то можно на первый раз сделать вид, что вы не заметили этого, тем более, что ребенок не афиширует это и старается, чтобы окружающие не знали этого. Если же он совершил поступок плохой второй раз, то здесь уже нельзя оставлять этот факт без внимания – следует сделать ему замечание, отнестись к этому факту строго. Если отец порицает подобные вещи, то он должен придерживаться этой позиции до конца, не давая детям поблажку.

  • Авторитет отца и его мнения для детей должен быть непреклонен, чтобы мать всегда могла сослаться на мнение отца и вместо того, чтобы кричать или ругать детей, следует сказать, что отец не одобрит такого поведения. Особое место отца в семье должно постоянно подчеркиваться для детей.

Никогда не обращайтесь к Аллаху с просьбой наказать ребенка, даже если вы в крайней степени расстроены или рассержены его поведением. Если родители обращаются к Аллаху с такой просьбой, а ангелы в этот момент скажут «Аминь», то вашего малыша может постигнуть несчастье.

  • Детям следует позволять играть, когда он возвращается из медресе или из школы. Те родители, что заставляют детей постоянно учиться, добиваются лишь того, что они начнут скучать и получать от учебы не удовольствие, а отвращение. В результате такие дети постепенно начинают отлынивать от учебы, пропускать занятия и их успеваемость резко снижается.
  • Главное, к чему следует приучить детей, - это уважение к родителям, воспитателям и учителям, а также ко всем людям старшего поколения.
  • Обязательно следует проследить, чтобы маленький мусульманин относился ответственно к собственным религиозным обязанностям: совершал омовение тщательно, а не поверхностно, совершал намаз по всем правилам и с полной ответственностью, как это предписывает шариат.

С непослушными детьми родители могут использовать крайние методы воспитания, и если методы словесные не помогают, то можно мягко шлепнуть по мягкому нечувствительному месту, но делать это следует нечасто.

  • Родители должны при воспитании детей проявить терпение, предостерегая их от курения, пьянства, от прочих вредных привычек и грехов. В этом вопросе родители должны проявить особую настойчивость, мудрость и терпение.
  • Рассказывая детям об Аллахе и Пророке Мухаммаде , о мусульманской вере, исламе и религиозных обязанностях, следует избрать доступную для них форму. А по мере его взросления знания об Аллахе и исламе следует расширять и углублять, включая знания из различных областей шариатских наук, истории и этики, а также из области исламской культуры.

Посланник Всевышнего говорил, что подобно чистому белому листу или гладкому камню, дитя с детства предоставляет нам возможность написать на нем все, что бы мы хотели в него вложить, чтобы он принял это. По словам Пророка Мухаммада , «Все дети рождаются мусульманами, но впоследствии родители делают их иудеями, христианами, огнепоклонниками».

Родители в вопросе воспитания детей в исламе обладают важнейшими рычагами, поскольку именно у них в руках сосредоточена возможность создать, сформировать будущее поколение мусульман такими, какими мы хотели бы их видеть. Мусульманская религия возлагает на родителей большую ответственность воспитать детей на наставлениях Корана и Сунны.

  • Для того, чтобы дети имели возможность развиваться и расти, впитывая в себя все наставления шариата, родители, особенно это касается отца, должны создать в процессе воспитания для детей надлежащую обстановку, чтобы малыш рос в достатке и спокойствии. Об этом говорится еще в хадисе от Абдуллы ибн Амра, где сказано, что «Достаточно греха совершает тот, кто бросает на произвол судьбы тех, кто находится на его содержании».
  • Для родителей очень важно относиться ко всем своим детям справедливо, купив подарок одному, надо не забывать о других.
  • Будет неправильным с точки зрения ислама со стороны родителей отдавать предпочтение кому-то одному из детей, поскольку такое отношение может в детях пробудить ревность, даже ненависть, и это отношение к родителям, затаенная с детства обида может сохраниться долгие годы и принести в будущем родителям немало переживаний и печальных минут. Если родители хотят, чтобы дети относились к ним с равным уважением, то и они должны в процессе воспитания относиться к детям с равной любовью и равной справедливостью. Особенно важно учитывать этот принцип в отношении наследства, и на этот счет Коран имеет весьма четкое предписание, и именно от этого предписания должно зависеть распределение наследства, а не от желания родителей. В Коране сказано: «Аллах заповедует вам относительно [наследства] ваших детей…».
  • Родителям следует относиться к детям с добротой, милосердием и любовью. Только так можно сделать из малыша стабильную и нормальную личность, и в этом случае ему, когда он вырастет и станет взрослым, станет легче уважать и любить своих родителей.

Пророк Мухаммад сказал: «Не будет любви и милосердия к тому, кто сам не проявляет сострадания».

Образование

  • Родители должны обеспечить надлежащее образование и воспитание своим детям, поскольку таким образом происходит подготовка детей к будущей взрослой жизни.

Исламская традиция предписывает, что наилучший подарок, который могут подарить родители своим детям – это хорошее образование, которое поможет ребенку вырасти ответственным человеком, способным неукоснительно следовать своему долгу перед Всевышним и людьми, рядом с которыми он живет.

Когда родители планируют какое образование дать своим детям, многие из них ориентируются на то, что образование должно помочь человеку построить хорошую карьеру, но не это должно ориентировать родителей при выборе образования. Наиболее важно уделить внимание религиозному воспитанию детей, поскольку именно такое воспитание дает детям необходимые знания об исламе, на основе которых дети смогут построить с Всевышним правильные отношения, которые и станут залогом успеха не только в настоящей жизни, но и в будущей. Религиозное образование в исламе имеет под собой в основе любовь к Господу, и эта любовь помогает малышу и в его детской, и в его взрослой жизни жить в мире с собой и с другими людьми. Это помогает ему преодолевать с легкостью жизненные трудности на пути, дает необходимую мудрость, наставляет детей исполнять перед своими родителями свой долг, стать достойным членом своей мусульманской уммы.

Дозволенный заработок

Необходимо научить детей стремиться только к дозволенному. Родители должны не жалеть времени и сил на то, чтобы помочь детям сделать правильный выбор относительно того, как зарабатывать на жизнь. Следует подчеркнуть, что дети должны выбрать себе такую стезю, которая будет обеспечивать им только дозволенный (халяль) заработок.

Ислам придает этому огромное значение, о чем многократно говорится и в Коране, и в хадисах.

Дуа за детей

Никогда не забывайте делать дуа за своих детей, ведь тауфик (успех) и наставление приходят только от Аллаха. Просите Аллаха о праведном потомстве, благонравных детях, воспитанных в имане и в исламе, достойными мусульманами. Примеры дуа можно найти в Коране и сунне пророка Мухаммада .

Обсуждение
Ассаляму алейкум! Скажите пожалуйста, со скольки лет ребёнок становится совершеннолетия по исламу?
123456qwerty , 24 августа 2022 в 17:09, №65321
Ассаляму алейкум! Должен ли брат помогать в воспитании и обучению религии своей сестре, но сестра от другой жены отца(в общем дочь отца от другого брака)? Или за это все отвечает отец своей дочери а не его сын(который является братом сестры от другого брака)?
Спасибо!
Ахмед , 14 сентября 2022 в 19:51, №65839
Ассалму Алейкум можно ли запретить паре жениться если их родство несет опасность для потомства например: их половая связь может привести к рождению ребенка с отклонениями. И при условии что был проведен ген. тест который доказывает что такой паре лучше не заводить детей?
Yusupov , 17 декабря 2022 в 13:55, №67633
Ассяляму алейкум .

Вопрос мой немного самой неудобно задавать , но все же , Помню по отношению к себе от отца и матери только избиения страшные , ножевые раны , срезания волос и наджасы которые были в моём детстве пока я не ушла 18 лет , выйдя за первовстречного замуж , дабы избежать все скорее , Алхамдулиллах у меня семья наполнена любовью уважением и милостью которую по воле Аллаха я построила , но никогда с глаз не уходят эти картины и остаётся открытым вопрос , как мне быть , если я не веду частое общение и стараюсь меньше что то связанное с отцом и матерью , я являюсь грешницей ?
sabirakurbanova , 7 марта 2023 в 19:22, №70741
Здравствуйте. До скольки лет или момента родители обязаны обеспечить сына?
samir01samir2 , 12 сентября 2023 в 15:34, №76008
Ассалому алейкум ва Рахматуллохи ва Баракату
Я женат у нас 3 детей мама не как не хочет чтобы я жила с женой она хочет чтобы мы развелись теперь мы женой отдельно от мама живём в семья я один сын не знаю что делать но я не хочу развести с женой и оставить 3 детей что мне делать
muhammadirajabali004 , 6 декабря 2023 в 09:21, №78062
Здравствуйте! Хочу задать сразу несколько вопросов которые меня очень интересуют. 1)Мой отец по моему мнению не занимается нашим воспитаниям, как можно ему сказать или намекнуть что она не делает этого? 2) мой отец хочет чтобы я ему обращалась на «вы», хоть в нашей семье было норма обращаться на «ты» с детства и он именно сейчас вспомнил об этом, что делать? 3) он по моему мнению не уважает старших и делит детей и мне кажется это не правильно, к примеру мой младший брат всегда нас со старшим братом трогает, мешает и специально трогает чтобы мы разозлились или что то в этом духе и после того когда мы говорим не мешай и начинаем злится отец говорит, что бы мы его не ругали и он ему всегда что то покупает и про нас забывает и мы ему говорим почему нам не купил мы тоже хотели и он игнорит. 4)По его мнению я(девочка) должна убираться, готовить и тд в моем возрасте, но мне кажется я это не должна делать только при том если я хочу этого, я это делаю. Но он говорит что я должна ему давать еду и тд и он говорит в том тоне и принижает меня мне от этого обидно. 5) у меня есть младший брат (младенец) и когда мама усыпляет его он шумит или громко что то делает и мы тихо ходим при этом он на нас кричит и говорит тихо, но когда он один раз за год его появления усыпил он чуть ли хотел ударить моего брата за то что он закрыл полку на тон выше тихого хоть это было и так тихо. Не считаю это нормальным, как по мне он еще не ценит наш труд хоть мы должны ценить его и ценим. Он нас со старшим братом принижает.6) отец идеального уважения в его сторону хоть он при общении со мной всегда меня принижает и вообще я ему почти, как раб и ему должна всё и он со мной редко общается и если наш разговор есть то только не в один в один так как он меня толком не знает и не знает моих интересов и он часто хочет вязать чтобы я стала доктором хоть я этого абсолютно не хочу и я ему говорю можешь пожалуйста не говорить об этом(он всегда мне говорит об этом в течении почто 10 лет) и он говорит, что не заставляет и не завязывает и просто говорит об этой профессии чтобы я узнала и я ему говорю мне не приятно когда ты об этом говоришь почему ты всегда говоришь только об этой профессии если ты хочешь чтобы я узнавала о профессиях если ты рассказываешь только о ней и он говорит «аузынды жаб» (закрой свой рот) и после этого говорю ответить не можешь и он уже хочет меня ударить( не считаю это нормальным). 7)если я говорю что то ему как совет или я не Согласна с ним то он говорит закрой свой рот, что можно ему сказать ему в ответ? После того как ему говорю что то он хочет поднять на меня руку 8)Как можно ему напрямую говорить что то если он не хочет слышать что то против себя или если я не согласна с ним? Он меня затыкает и говорит что я нахалка и избалованная хоть этого он не делал и я ему говорю только бить и затыкать можешь он говорит и он снова затыкает меня и это весь наш диалог. 9)Он вечно обвиняет кого то хоть в этом он не прав даже сам виноват. Что делать в этом случаи? 10) Как можно улучшить наше с ним общение и в общем чтобы он не был таким, просто я не хочу чтобы мои младшие братья выросли с таким ужасным воспитанием или вообще как я его от него не видели? Просто у меня два младших брата, один он уже как по мне стал избалованным так как он специально провоцирует нас чтобы мы ему сделали замечание чтобы отец нас наругал и он не ценит того чего ему покупают к примеру ему за пол году купили окало 4 поездов он их хотел и играл 1 неделю максимум и забывал после о них и выкидывали чтобы не занимало место и все равно ему покупают(отец покупает) хоть мы ему говорим что он не ценит уже нечего. И сейчас у меня есть братик ему год и отец его приучил к тому что ему отец все разрешает и если не по его он орет и плачет. К примеру он захотел залез на стол подняли и хоть там есть еда и все обедуют и мы говорим что так нельзя, но ему все равно и он всегда обязывает маму что он должна все делать и убегает от ответственности и вообще он показывает только плохой пример моим братьям к примеру я когда убираюсь я прошу брата помочь и он смотрит на меня косо и говорит делай сама и я ему говорю он так нечему не научиться что он будет делать в будущем когда ему будет нужно и он обзывает меня, и я ему говорю что родитель пример своих детей и ты должен им быть примером хоть этого я абсолютно не вижу и он вечно обещает и нечего не делает и он у меня спрашивает почему я ему не доверяю , мне честно от его поступков очень обидно не знаю даже что делать. Дайте пожалуйста совет что можно сделать в этой ситуации и как он может измениться? Заранее спасибо, буду очень ждать вашего ответа
bzhzhaniya13 , 9 декабря 2023 в 19:12, №78146
Ассалаумагалейкум, у меня есть братишка [Он не разговаривает - проблемы с речевым нервом 13 лет] он во многом понимает что ему говорят но все же трудно донести некоторые вещи, обязан ли он читать намаз или у него есть послабление.
Erlan , 29 декабря 2023 в 10:51, №78628
Ассалам алейкум уважаемые, как быть с отцом, который за всё мелочь и не мелочь, или когда случайно что-то не так делаю, или я стану причиной его гнева, я это не специально делаю так, отец громко крича матерится, ругается матом, и говорит обидные слова, все это происходит когда мы с отцом наедине, или с нами есть человек, я так сильно устал что больше не хочу видеть его , и не хочу чтобы я был рядом с отцом, что мне поделать.
И ещё расскажете пожалуйста какие обязанности имеет отец перед сыном, сейчас мы с отцом вместе работаем в стройке, занимаемся ремонтом квартир ,с детства кричая ругал меня, если что то не так делал, или испортил его работу когда из памяти выходит, из-за того что за все мелочь и не мелочь ругал меня, после совершеннолетия заставили поднять тяжести, после этой тяжёлой работы у меня позвоночник болит, теперь я боюсь в одиночку работать, к примеру если плитку сломаю начинает ругаться, матерится, что я сломал плитку теперь придётся отдать деньги чтобы купить новую плитку, и ещё если работа тяжёлая и скажу что для меня это работа тяжёло я не хочу, говорить что у меня нет сила воли, что я топтал свою силу воли ногами,
Заранее благодарю вас, огромное спасибо.
mirzomukhsinsamadi97 , 3 января в 23:41, №78735
Ассалям алейкум ! Моя свекровь с первых дней относится не справедливо ко мне , муж полностью поручил меня ей , куда ходить , что есть, чем заниматься , по одобрению свекрови . С утра до ночи должна быть рядом с ней , и все делать по дому . И только в полночь могу пойти спать . Муж работает , но при этом в выходные дни целый день спит , а ночью гуляет с братьями по вере. Она моя мама , делай как она хочет , мое довольство в довольстве матери, постоянно мне так говорит . Она даже контролирует сколько муж мне дает денег, и я должна полностью ей отчитываться на что потратила и почем взяла. Муж все наши разговоры доносит до свекрови., затем если что то не успею сделать ругается и оскорбляет моих родных , и муж в это время ругает меня. Их в семье 4 сына , муж старший и все совершают намаз . Но никто не млжет понять что меня притесняют. После очередной ругани и оскорбление моих родных , я ушла из дома . Так как я не ругаюсь и не ругалась со свекровью, даже слова не возвращала Никогда ! Муж сказал , будет так как мама скажет , и я ушла . Но затем я ездила в гости к свекрови , помогала ей по хозяйству , но свекровь не пожилая . Сейчас я родила ребенка и живу у своей мамы , и муж не хочет на съемное жилье. Я ему объясняла что буду ездить часто к его маме, но там я не могу жить, потому что нет покоя и комфорта , у меня там даже нет времени на изучение таджуида . Я не беру от слова совсем денег у мужа , он может сам редко дать , и то по чуть чуть , так нас моя мама обеспечивает . Я могу оплатить квартиру сама , ведь мы с мужем после тогда как я ушла жили в сьемном жилье , и оплачивала его я . Я же могу попросить мужа жить в съемном жилье ? Тем более в доме у него 3 братьев , как там жить я не понимаю . Мой муж даже не уважает мою маму , ни разу не приезжал , ни дарил подарки на рамадан , да и вообще не узнает как они . Меня это обижает , ведь я не обделяю его родных , даже живя на съемном жилье , ездила беременная к его маме помогала . 3 года как я живу со своей мамой , и мне очень обидно , а разводиться не хочется , что делать ?
Исламова Гульниса , 22 января в 10:52, №79224
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

В Исламе совершеннолетие наступает с половым созреванием. Для определения совершеннолетия существуют свои признаки такие как, поллюций (непроизвольное семяизвержение), появление волос в области лобка, появление месячной крови (хайд) у девушек или достижение возраста 15 лет. Если появится один из этих признаков, то человек становится взрослым, совершеннолетним, отвечающим за свои поступки перед Аллахом.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 24 августа 2022 в 17:39, №65326
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Родные братья и сестры, равно, как по матери, так и по отцу, должны помогать друг другу в благочестии и богобоязненности, так как это является проявлением поддержания родственных уз.

Аллаху а'лям!
Консультант по учебной части , 15 сентября 2022 в 11:09, №65862
Ассалму Алейкум можно ли запретить паре жениться если их родство несет опасность для потомства например: их половая связь может привести к рождению ребенка с отклонениями. И при условии что был проведен ген. тест который доказывает что такой паре лучше не заводить детей?
Yusupov , 17 декабря 2022 в 13:56, №67634
Ва алейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатух!

Если доказано медицинскими тестами или обследованиями, как рентген, или знанием наследственных генов и природы болезни и тому подобным, и врачи рекомендовали воздержаться от женитьбы на определенной девушке, а не как общее правило для определенных групп людей, то лучше отказаться от женитьбы на этой конкретной девушке.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 17 декабря 2022 в 17:40, №67636
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Мусульманка обязана поддерживать родственные отношения со своими родителями, но это не означает, что она должна жить вместе с ними. Лучше жить в праведном обществе вдали от грехов.

Дети обязаны поддерживать родственные узы со своими родителями, даже если они были несправедливы к вам. Поддержание родственных уз и добродетель к родителям является религиозным обязательством, которое не снимается с детей по причине грехов их родителей.

Разрыв родственных отношений является большим грехом.

В хадисе, передаваемом аль-Бухари и Муслимом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не войдет в Рай тот, кто разрывает родство».

Также от Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Родственные связи, прикрепленные к Трону говорят: “Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и порвёт с тем, кто порывает с нами”». Этот хадис также передан имамами аль-Бухари и Муслимом.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 7 марта 2023 в 22:21, №70751
Здравствуйте!

Отец обязан обеспечивать своих детей до совершеннолетия, если они нуждаются в этом, сыновей до тех пор, пока они не смогут работать и зарабатывать деньги, и дочерей, пока они не выйдут замуж.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 12 сентября 2023 в 17:39, №76010
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Нет сомнений в том, что родители заслуживают послушания, добродетели и хорошего обращения их детей. Подчинение родителям обязательно в том, что приносит им пользу и не вредит их ребенку. Что касается того, что не приносит им пользы, или того, что вредно для их ребенка, то он не должен подчиняться им в этом.

Подчинение родителям является обязательным, если их требование отвечает следующим критериям:
1.Если требование касается дозволенного (мубах) религией.
2.Если требуемое ими дело приносит им пользу, дозволенную шариатом.
3.Если нет вреда их ребенку в том деле, которое они требуют от него.

Исходя из этих критериев, можно сделать заключение, что если родители требуют от своего сына развестись с его супругой, исходя из законной причины, обоснованной шариатом, то сын обязан подчиниться им в этом, в противном случае не обязан. Что касается развода из-за необоснованных шариатом соображений, то это не является законной причиной, а поэтому нет подчинения родителям в этом.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 6 декабря 2023 в 11:18, №78066
Дети обязаны подчиняться родителям, равно, как верующим, так и неверующим. Но подчинение родителям не должно быть в ослушании Аллаха.

Всевышний Аллах сказал: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне». Сура: Лукман (15).

Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нельзя подчиняться (тому, что приведёт к) ослушанию (Аллаха), подчиняться необходимо лишь в (том, что соответствует) одобряемому [шариатом]». Аль-Бухари, Муслим.

Всевышний повелел проявлять доброе отношение к родителям и делать им добро в любой форме, как словом, так и делом. Это объясняется тем, что именно родители послужили причиной появления человека на свет. А любовь, которую они питают к своему ребенку, доброе отношение к нему и близкое родство в еще большей степени обязывают человека исправно выполнять свои обязанности перед ними и делать им одно только добро. И если один из родителей или оба достигают пожилого возраста, когда они начинают слабеть и нуждаются в добром и снисходительном отношении, о чем людям хорошо известно, то человек не имеет права говорить им даже: «Тьфу!» Это – самое простое слово, которым один человек может обидеть другого.

Нет сомнений в том, что родители заслуживают послушания, добродетели и хорошего обращения их детей. Подчинение родителям обязательно в том, что приносит им пользу и не вредит их ребенку. Что касается того, что не приносит им пользы, или того, что вредно для их ребенка, то он не должен подчиняться им в этом.

Подчинение родителям является обязательным, если их требование отвечает следующим критериям:
1- Если требование касается дозволенного (мубах) религией.
2- Если требуемое ими дело приносит им пользу, дозволенную шариатом.
3- Если нет вреда их ребенку в том деле, которое они требуют от него.
Консультант по учебной части , 10 декабря 2023 в 11:13, №78157
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если человек страдает умственной отсталостью, как шизофрения, аутизм и т.п., в такой форме, когда он не в состоянии отличить поклонение от бытовых, мирских дел, то в этом случае обязанность поклонения снимается с него, так как он из числа тех, чьи деяния не записываются.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не записываются дела троих: уснувшего, пока не проснётся, малолетнего, пока не повзрослеет и умалишённого, пока не придёт в себя». Привели ан-Насаи и инб Маджа.

Таким образом, если человек не понимает, что такое наказание и награда, что такое поклонение и грех, и кто его Господь, детально и подробно, то с него нет спроса.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 30 декабря 2023 в 07:51, №78646
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Родитель обязан заниматься воспитанием своих детей в соответствии с требованием религии.

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель, который (поставлен) над людьми, является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем для семьи своего мужа и его детей и несёт ответственность за свою паству, раб человека является пастырем для имущества своего господина и несёт ответственность за свою паству, итак, каждый из вас является пастырем и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари в своём «Сахихе» и «аль-Адабуль-муфрад», Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулия».

Главным образом родитель должен научить своих детей единобожию и основным обязательствам религии.

Всевышний Аллах сообщил о наставлении Лукмана своим детям: «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью». Сура: Лукман (13).

Сообщается, что Абу Сурайа Сабра бин Ма’бад аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Учите мальчика молитве, начиная с семилетнего возраста, и бейте за (отказ от) неё десятилетнего”». Хороший хадис, который приводят Абу Дауд, и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».

Родитель должен заботиться о религиозности и нраве своих детей.

Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». Сура: Запрещение (6).

Уберечь от Адского Пламени родных, жен и детей можно, обучая их благонравию и полезному знанию, а порой и принуждая их покориться Господу. Раб Аллаха не обретет спасения, пока не станет покорным Ему во всем, что касается его самого и его близких, за которых он несет ответственность и которые находятся под его началом.

Да поможет Вам Аллах!
Консультант по учебной части , 4 января в 08:48, №78750
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Жена не обязана прислуживать родственникам мужа, в том числе его родителям, не говоря уже о других его родственниках. Если только она проявит к ним свою добродетель и снисходительность, либо кто-то из них нуждается в определенной помощи в определенный момент. Что касается постоянного служения родственникам мужа, то на это нет указаний в шариате Ислама, а поэтому отказ от такого служения не является нарушением их прав и проявлением высокомерия.

Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Бойтесь Аллаха в (том, что касается) женщин, ибо вы взяли их как то, что доверено вам Аллахом, и сделали их дозволенными для себя по слову Аллаха» Этот хадис передали Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджах со слов Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими.

Муж обязан предоставить жене отдельную жилую площадь, если только она согласна жить вместе с его родственниками. Под жилой площадью подразумевается дом, квартира или комната. Если они живут в одном доме, то кухни и санузлы должны быть раздельными, чтобы они не делили эти места и не видели их частную жизнь.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 22 января в 17:39, №79230